Слово «соборность» как будто подразумевает сборность (собирание) из частей в нечто целое. Это так. Например, весьма наглядную иллюстрацию такой сборности предоставил нам пророк Иезекииль: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, — и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! Оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! Слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, — и оживете, и узнаете, что я — Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…» Иез. 37.1-8.
Любому, кто ознакомился с этим текстом понятно, что речь идёт не об отдельно изготовленных деталях механизма, собранных и подогнанных друг к другу замыслом инженера-конструктора и трудом рабочих и технологов, а о бывшем некогда едином, разрушившимся и соединяющимся вновь. Так пророк увидел воскресение мёртвых.
Когда говорится о соединении «кости с костью своею» вспоминается ещё одно место Писания, то, где описана реакция Адама на впервые увиденную Еву: «…вот, это кость от костей моих…» Быт. 2.23. Здесь уже другой уровень родства. Нам трудно наложить библейские слова на свою жизнь: мы верим и хорошо представляем себе, что Бог сотворил Еву из ресурсов Адама, да, они воистину одна плоть (были когда-то, а в итоге?). Но, говоря о себе, мы лишь в переносном смысле соглашаемся о единстве плоти со своей «половинкой». Ну как можно представить, что мы некогда были единым, если у нас разные родители, собственное внутриутробное развитие в разных мамах, разный срок рождения? А бывает, что жена старше, то есть «натянуть» её происхождение от мужа ну как-то затруднительно.
Можно предположить обобщённое толкование: мол, нам показан общий механизм зависимости полов друг от друга. Нет никакой судьбоносности единственной встречи, ведь люди зачастую переживают по несколько браков, и каждый в своё время родной. Мы не то, что вырастаем друг из друга, мы просто-напросто подбираем себе партнёра, примеряем словно платье, перебираем. Однако с этим не согласятся люди, прожившие пусть и «через пень-колоду», в одном браке. Не говоря уже о том, что редко, но случаются действительно гармоничные пары.
Таким образом мы выяснили два уровня в понимании соборности: 1) собирание себя-любимую, растерзанную жизнью, разбросанную по всем перекрёсткам (Плач Иер. 4.1), размазанную по всем поверхностям в одну цельность, одухотворённую духом Свыше, обретение истинной себя; 2) собирание в единство, превосходящее наше нынешнее естество и отделённость, себя и дорогого человека путём глубокого осознания единства в основании и поверхностной борьбы противоположностей, переводя и эту борьбу в единство, поняв, что лучше всё-таки человеку с двумя ногами: разной левой и разной правой, а ситуацию лучше видеть с разных сторон, а не с одной.
Какое всё это имеет отношение к Церкви? Самое прямое! Во-первых: счастливое общество возможно исключительно при условии счастливых людей. Это важно, но более важно то, что личность включает в себя целое (подробно об этом в статьях «Индивидуум и личность»), то есть по своим внутренним процессам мы можем судить о принципе любого единства, включая как Церковь Христову так и взаимоотношения Божества внутри Троицы. И снова: «Как же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» Луки 12.57. Так каждая поместная церковь включает в себя полноту вселенской Церкви, как любой человек заключает в себе все возможности человеческой природы: физически, эмоционально и интеллектуально.
В то врем как индивидуум является частью целого, частью, представителем всего человечества. И это о деталях механизма. Несмотря на то, что технический пример был приведён как бы в противоположность живому организму, он актуален в нашей теме. Именно так по большей мере мы представляем человечество и лучший замысел о нём в виде Церкви со стороны Творца. Вот Он Инженер-Конструктор! Исходя из такой логики, мы произведены на свет как части будущего единого целого. Именно поэтому у нас разные формы и различные функции, продиктованные уникальным устройством каждого человека. Именно для этого мы так больно и трудно притираемся друг к другу, чтобы когда-то составить нечто уникальное, ясное только в видении сверху, в смысле Свыше.
Эту работу нам помогает осуществить Дух Святой, дарованный при духовном рождении, коим в идеале является крещение. Чудо перерождения не осуществляется в описанной нами последовательности: сначала достижение внутренней цельности, затем единства с близкими, потом в соборности Церкви. Эти процессы протекают в нас в любом порядке, зачастую одновременно, где первого нет без второго и третьего. На первом сосредотачивались отшельники, на последнем — большинство воцерковлённых людей. Истина, как всегда, в гармонии всего со всем, не исключая, но настаивая на уникальности и праве на отличие каждого в служении Духа, сохраняя единство Тела Христова.
«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею…, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир…» Еф. 2.13-15.
Таким образом Как Дух Свидетельствует о Христе, так соборность служит единству; само же единство существует только в виде соборности, имеющей всё наше разнообразие.
Продолжение следует…