Труд прощения.

Тема прощения логически вытекает из предыдущего разговора о чувстве обиды. Будем разбирать данную тему, опираясь на то, что говорит об этом слово Божье. Мы всё сверяем с Писанием, даже святоотеческие тексты. Делаем так просто потому, что нас этому учит Слово: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.» Ис.8.20.( Они- люди).

Чтобы сразу всё поставить на свои места, вспомним, каким образом прощает людей Господь Бог: после осознания своей неправоты человек просит прощения. Господь, в свою очередь, находится в состоянии готовности дать это прощение при первом же обращении кающегося.

Очень наглядно это показано в притче о блудном сыне. Она вообще универсальна для понимания механизма «покаяние- прощение» (если так можно говорить о всём драматизме чувств внутри людей и Господа Бога). « …у некоторого человека было два сына…» Луки 15.11, младший сын вытребовал у отца полагающуюся ему часть наследства, всё расточил, стал голодать и сильно нуждаться, находясь в чужой стране- опустился, как мы бы сейчас сказали, на самое дно. «Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.» Луки 15.17-20. И сын действительно сказал всё, что собирался сказать. Отец, просмотревший все глаза и истерзав сердце в ожидании своего несчастного ребёнка, не помнил себя от радости: «…сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться.» Луки 15.24.

Отметим несколько важных моментов: 1) согрешающий человек находится «не в себе» (в частности, наносящий кому-то обиду- ведь он сильно обидел отца; больно представить, что сын мог сказать родителю- твоей смерти ждать ещё долго, нескоро высвободится моё наследство); 2) «придя в себя», он понимает весь ужас совершённого и испытывает мучения. При этом осознаёт, что избавить его от этих мучений может только тот, против кого он согрешил; 3) обиженная сторона, находясь в любви, находится и в готовности дать прощение, освободить горемычного от мук совести, ожидая только времени, когда обидчик «придёт в себя».

Если обиженный человек находится в готовности простить- это и значит, что он простил, и Бог смотрит на его сердце, как на чистое от обиды. Однако общение с обидчиком может быть восстановлено только после покаяния. Причём часто, согрешая против человека, мы грешим и против Бога, только перед каждым в своём. Например, сгоряча обозвала ребёнка- у него просим прощения за несправедливые слова, а перед Отцом Небесным каемся в положении сердца в момент злословия (как это называет слово Божье- самоправедность, своеволие, гневливость- покопайтесь в себе, Бог обязательно укажет).

Мы слышим отовсюду, что должны прощать всех, включая врагов. Подставлять бесконечное количество щёк, хотя их у каждого только по две, и так далее. Чаще всего на это упирают люди, как раз весьма склонные наносить обиду и регулярно поступающие так. Мы же вообще не должны слушать людей в этом вопросе, потому что состояние вашего сердца никого не касается, кроме лично вас и Господа, видящего сердца.

А по поводу отношения к людям Слово говорит и таким образом: « Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас…» Матф.10.17. Слово побуждает нас относиться к людям (в том числе к верующим) с большой осторожностью, помня, что «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» Иак.1.17. Из этого следует, что, если кто-то к вам добр, благодарите Бога за это. Никто никогда не знает, как поступит человек и мы сами в следующую минуту.

Учитывая, что прощение- это дар свыше, как и покаяние, не надо его совать всем подряд. Прощение дают, если его у вас просят, причём от всего сердца, как и от Господа мы получаем прощение только в случае искреннего обращения.Бог получил возможность прощать на Кресте, ценой Крови Сына Своего Иисуса Христа, и это величайшая святыня: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» Матф.7.6.

«Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь,- прости ему.» Луки17.3-4. Человеческий выговор здесь- синоним Божьего обличения.

Имеется в виду, что семь раз друг согрешает против друга по разным поводам, а не по одному и тому же, иначе его раскаяние вовсе и не имеет силы. Когда Библия говорит об обращении, оно имеет два смысла: обратитесь (отвернитесь) от греха и обратитесь (придите с признанием вины) ко Мне.

До этого момента в нашем разговоре мы проводили аналогию между прощением Божьим и прощением человеческим. И она уместна. Необходимо только помнить, что никакой человек не совершен и не безгрешен-не только тот, кто обижает, но и кого обижают. Поэтому обиженный человек не может встать в позицию Бога и думать, что не прав только другой. Мы взаимо-действуем с людьми, поэтому и нам самим всегда есть что исправлять в себе.

А Господь всегда на вашей стороне- тем более в борьбе с самими собой; надо просто довериться Ему. Он и страдает и радуется вместе с нами, потому что Он просто внутри нас Духом Святым. И боль ваша, не как Его, а буквально- Его.

Подытожим. Труд прощения- в готовности простить. Труд прощения- в ожидании и терпении, пока человек сможет осознать, как он вас обидел. Труд прощения- в молитве за обижающих нас, пока они нам небезразличны.