Размышляя над разными жизненными вопросами, занимаясь поиском истины, как золотой середины, того царского пути, мы приходим к пониманию, что главное человеческое свойство и добродетель- это рассудительность. Рассудочная деятельность, по-видимому, ставит точку во всех спорах о том, что такое человек. Именно путём рассудительности мы делаем сознательный выбор в пользу добра или зла. Даже все откровения с Неба мы проверяем рассудком, сверяя то, что мы уже знаем о Господе с новым и всегда неожиданным словом.
Если бы человек разумный был абсолютом этого мира, можно было бы поставить на этом точку. Однако, даже внутри своей личности, человек имеет свойства, зачастую более значимые и заслоняющие всякую логику. Это способность к любви. Любовь- самое нелогичное, что есть в мире. И в то же время она настолько выше любых человеческих ценностей, что сама творит свою логику. И в её целях- сотворение Человека Любящего.
Наши сегодняшние размышления коснутся не столько оценки рассудительности как таковой и её уместности (об этом мы поговорим в одной из последующих статей), сколько о том видении системы мира, которое выстраивается в нашем сознании посредством рассуждений. Иначе- системы суждений. Она- основа нашей жизни, то, на что мы можем опереться и оттолкнуться и в своих оценках происходящего и в дальнейшем движении.
Считается, что она есть у каждого человека. Но случается так, что у одного она выдерживает испытание на прочность, а другой, не имея твёрдой точки опоры, всю жизнь буксует, как в грязи.
Дело усугубляется тем, что такой человек не только не движется вперёд, но и не имеет способности делать правильные выводы и принимать верные решения.
Такой пример мы наблюдаем в диалоге Иисуса и иудейского духовенства. «И говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу, какою властью это делаю; Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Отвечайте Мне. Они же рассуждали между собою; если скажем: «с небес», то Он скажет: «почему же вы не поверили ему?» А сказать: «от человеков»- боялись народа; потому, что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю». Марк 11.29-33.
При всём том, что люди достигают в этом мире высокого положения и финансового достатка, они так и не получают главного- ответа от Господа на их вопросы. В этом диалоге мы узнаём, почему Бог для многих людей- молчащий Бог. Однозначно, если бы они ответили с уверенностью так или иначе, по- другому выглядела бы и реакция Учителя. А так- каков вопрос, таков и ответ. Вы не имеете собственного мнения в этом вопросе, и Мне не о чем говорить с вами.
Самый важный момент- наличие выстраданного в критичном поиске собственного убеждения. Не навязанного извне влиятельными авторитетами, не подверженность массовому психозу и веянию любого ветра, а твоя собственная, индивидуального пользования скала как система суждений. И эта скала- не что-то внешнее- это и есть твоё настоящее «я». Таким образом, совершенно очевидна жизненная необходимость выстраивания такой системы, только так мы находим себя и своё положение в мире.
Дальше читатель, знакомый с нашими статьями, ожидает: «но». И оно последует.
Так как мы регулярно опираемся на выстроенную потом и кровью скалу, она начинает заслонять от нас весь мир. Ведь человек, а в особенности женщина, плохо владеет тормозами, и мы баррикадируемся и стенами, и рвом, и частоколом. Мы суём свои убеждения всем кому ни попадя, как «добрый совет», отталкивая тем самым людей.
Эта проблема актуальна не только для мира людей вообще. Особенно ей страдают люди верующие, которые положили себе основанием Христианские принципы. Кто как не они имеют больше шансов быть правыми? Они имеют самое верное из всех оснований- Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сложность в том, что «суждение и осуждение близки» Иов 36.17. Чем твёрже наши убеждения, тем большей критике подвергается всё, что им не соответствует. И тогда неизвестно, кто кого имеет в собственности- мы- убеждения или они- нас. Мало того, что мы забетонировали живого Бога своими суждениями, мы и себя замуровали в Нём- ни вдохнуть, ни выдохнуть.
Какой выход? Дать всем возможность быть самими собой- себе, окружающим, Богу; слушать и принимать к сведению. То, как мы представляем мир, мы его действительно только представляем. Как ограничен наш физический кругозор, так же и настоящую картину мира мы не в состоянии охватить целиком. Имея правильное представление только о вверенном нам участке, как пазле, мы нуждаемся в мироощущении других людей для складывания целостной картины.