Христианство прочно укоренилось и проросло в человечестве. Это прекрасный факт. Сами не осознавая того, мы пользуемся Библейскими терминами и понятиями. Только начиная всерьёз задумываться о смысле используемых слов, мы видим в них такую глубину, о которой и не подозревали. Но до поры- до времени люди бывают повязаны ими как суевериями, испытывая неправильный страх, на кого-то оглядываясь и на что-то плюясь.
Вот и теперь настала необходимость обновить наше представление о расхожей фразе- не поминай имени Господа всуе…
В Писании такое повеление стоит прежде всех заповедей Моисеевых, относящихся к человеческому общежитию и звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.» Втор.5.11. Как строго. Понимая, что Бог Всемогущий всегда, в отличие от нас, вкладывает глубочайший смысл в слова, попытаемся разобраться, чем обусловлена такая строгость.
И сразу же рассуждения разделяются на несколько направлений. Первое- особенное отношение Священного Писания к имени Божьему. Создаётся впечатление, что имя Господа- отдельная Его ипостась- то, что может принадлежать людям, чем мы можем спастись (Рим.10.13), в чём можем укрыться (Пр.18.10), чему Давид через своего сына Соломона может построить дом (3-Цар.5.5), чему принадлежат слава и поклонение (Неем.1.11). Часто, размышляя над словом Божьим мы буквально чувствуем, как «расширяются», если так можно сказать, мозги. Мышление выходит за пределы человеческого естества. Так и в данном случае. Как мы не можем выразить всех своих ощущений и мыслеобразов через слова, так и Бог на время ограничил Себя, поместив всю Свою безграничность и непостижимость в имя и дав Его людям. Сама напрашивается аналогия с Сыном Божьим Иисусом Христом. Не о нём ли говорится каждый раз, когда воздаётся честь имени Господа?
Недаром последователи иудаизма по сей день стараются не называть Бога никак. Имя Его пишется четырьмя согласными буквами (тетраграмматон) и считается непроизносимым. Здесь и суеверие, извращающее заповедь, проистекающее от недопонимания и внутренней слепоты и духовный смысл. Духовное осмысление в том, что этим людям действительно закрыто имя Божье, они не знают его, незнакомы с Господом. Даже то имя, которое им передал Моисей, а он его именно произнёс по повелению Господа, а не показал написанным, они не дерзают провозглашать. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам.» Исх.3.14. Именно имя Иегова (Яхве) пишется как тетраграммотон. Странно, ведь они сами спрашивали Моисея, как имя тому Божеству, кого он представляет (Исх.5.13). Получили ответ, а сами боятся вслед за вождём призывать Бога по сакральному имени, заменяя его именами- характеристиками- Высокий и Превознесённый, Святый, Милосердный и так далее. И Господь отзывается на призыв, потому что всё это сказано о Нём верно.
Почему мы так подробно разбираем ситуацию с иудеями? Потому, что «…нет ничего нового под солнцем.» Еккл.1.9, и ровно в таком положении оказалось огромное число Христиан, которые не призывают имени Иисуса Христа, приходя к Богу через святых- посредников и другие Божественные имена. В чём проблема? В том же, что и у иудеев- отсутствие должного дерзновения. Дерзновение- это не наглая дерзость, когда ты совершаешь вещи, по статусу тебе неположенные. То дерзновение, о котором говорит Писание, основано на Крови Сына Божьего и продиктовано любовью. Это дерзновение детей к их родителям, их законное право и жизненная необходимость. Грудной ребёнок не будет искать посредников и спрашивать разрешения, чтобы «воспользоваться» мамой. Он «прилипнет» к ней, а если попытаются отнять, поднимет такой крик, что мало не покажется. Она для него источник жизни и безопасности и самый близкий человек. Дети Божьи находятся ровно в таком же положении по отношению к Господу. Он нам и мать и отец. Выходите за рамки человеческих клише терминологии, не связывайте Бога гендерными признаками только потому, что в русском языке Он обозначается мужским родом. Привязанность ребёнка к матери- самая правильная иллюстрация наших отношений с Господом Всемогущим.
Направление второе- невидимые процессы, происходящие при произнесении имени Бога или человека. Кто знаком с Литургией в Православной церкви, может вспомнить слово «прóсти». Оно произносится священником перед книгой Библии и обозначает- стоять прямо!, смирно!, внимание!. Это можно расценить как призыв к боевой готовности, ведь мы живём в состоянии духовной войны. Так же расценивается миром поднебесным произнесение любого имени, будь то имя человеческое или имя Божье. И в зависимости от духовной силы, стоящей за этим именем, поднимаются по стойке «смирно!» бóльшие или меньшие легионы. Легионы света и тьмы; света- чтобы выполнить повеление Господа, тьмы- чтобы противостоять Ему. Даже имя самого маленького человека приводит в движение как минимум одного Ангела, Ангела- хранителя. Его имя- твоё имя.
Невозможно представить себе движение, которое вызывает в мире духов имя Божье. Это полномасштабная мобилизация! Это не значит, что надо теперь скромничать и бояться побеспокоить занятых людей. Ангелы- не люди, а вот заняты они как раз исключительно людьми, служением им. С другой стороны, никогда не впадайте в крайность, чтобы молиться им. Ангелы- такие же тварные существа, как и мы, просто обладают иной силой и полномочиями. Не бóльшими полномочиями, просто другими. «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.» От.22.8-9.
Наименование святого Ангела пишется с большой буквы, «…ибо имя Моё в Нём» Исх.23.21. Обратите внимание, что, когда он говорит сам о себе, то пишется это со строчной. Веса его служению придаёт то, насколько точно он выполняет поручение Бога и только это. Святой Ангел никогда не является самостоятельной фигурой. Просить его о чём-либо просто бессмысленно. Просите Бога.
Учитывая скрытые от нас процессы, слово Божье и запрещает людям использовать имя Господа «и в хвост, и в гриву»- по любому поводу и просто так. Представьте, что уже вполне самостоятельный ребёнок, находясь один в комнате, зовёт маму. Мама на кухне, бросает всё и несётся к нему. А он заявляет, что это была проверка связи. Издевательство это, а не проверка связи.
Но также мы должны правильно представлять систему ценностей Отца нашего Небесного. Мы в этой системе на первом месте, и «…касающийся вас касается зеницы ока Его.» Зах.2.8. При правильных отношениях мы никогда не стесняемся обратиться к близким людям- мужьям, детям или родителям, при этом не беспокоя их понапрасну.
Наш Бог- Живой Бог. Он чувствует, любит и тревожится о нас. Он деликатен и совершенно открыт нам. Будем и мы отвечать Ему тем же!