Покой Божий. День воскресный.

Одна из главнейших заповедей, которую Господь Бог дал народу Божьему через Моисея- заповедь о дне субботнем: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» Исход 20.8-11.

Слово «суббота» происходит от «шаббат» (иврит)- покоиться, прекращаться, воздерживаться.

При том, что после грехопадения человеку приходится много трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым, Создатель предусмотрел для него и время отдыха. А через заповедь, Он объяснил, чем человек должен заниматься в этот день- искать лица Божьего, думать о вечном. Удивительно, как Бог постоянно ограничивает Себя в отношении человека. Невозможно представить, что кого-то устроило бы такое отношение со стороны любимого человека- шесть дней занимайся, чем хочешь, а в седьмой- вспоминай обо мне.

В своих установлениях еврейский народ доходил до такого абсурда, что терялся всякий смысл первоначального повеления Господа. Например, накануне субботы нужно было вытрясти все карманы, чтобы там случайно не оказалась иголка, чтобы, если что-то в субботу порвётся, не было возможности зашить, и тем самым не нарушить субботнего покоя. Как будто с дырой человеку будет спокойней, и ему будет легче думать о непроходящих ценностях- нам-то известно, что женщина со «стрелкой» на чулке может думать только об этом, и ни о чём больше.

Поэтому, к приходу Мессии люди, знающие закон и постановления к ним, стали настолько жестокими и потерявшими всякое человеческое сострадание, что явились прототипами для притчей Иисуса Христа. Субботу как ничегонеделанье возвели на пьедестал, и чистых, здоровых и довольных собой верующих людей перестало волновать, что настоящая неразрешённая тяжесть у кого-то внутри тела, а у многих-в душе. Книжники и фарисеи, в лучшем случае, стали бездушными чиновниками, а в худшем, просто жестокими, лишёнными милосердия людьми. Отсюда и множество замечаний, которые сыпались на Учителя по поводу дня субботнего- то ученики от голода срывали колосья (жатва) и перетирали их руками (молотьба) -Матф. 12.1-8, то Иисус исцелил слепорожденного- фактически сотворил ему глаза- Иоан.9 гл., то выпрямил женщину, которая была 18 лет скорчена духом немощи- Луки 13.10-17., то исцелил больного у купальни Вифезда ( по иронии-дом милосердия), который страдал от болезни 38 лет- Иоан.5.-14.

И на все глупые обвинения законников Он отвечал- «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» Марк. 2.27-28.

Нам это сейчас кажется само собой разумеющимся- суббота для человека. Но книжники были движимы ревностью по Богу, ведь Господь обозначил в Слове приоритеты субботнего дня- отдыхать и славить Господа. Оставить все свои проблемы, забыть нужды и славить Господа. Но как быть, когда некоторые проблемы можно сбросить только вместе с кожей или только исторгнув сердце? Тогда Иисус, оставив девяносто девять праведников, славящих в субботу Бога, отыскивает одну страдающую и искреннюю овечку, которая от своей нужды не может открыть рта в славословии, а без её голоса не получается Божественного хора. Господь устраняет её нужду, как препятствие в молитве, чтобы хвала Святому и Милосердному потекла естественно и без препятствий. Когда же, как не в день субботний делать это?!

Итак, суббота- день славы Господней и день покоя народа Божьего. Но нам уже очевидно, что было бы странным вспоминать о Господе Всемогущем и любимом напоследок, седьмым пунктом. Понятно, что желание Господа к нам постоянно и наше желание к Нему, как к имеющему «глаголы вечной жизни» (Иоан.6.68), постоянно. Мы хотим непрерывно находиться в покое сердца и восхищении Господом. Такое состояние Апостол Павел называет субботством- «Посему для народа Божия ещё остаётся субботство. Ибо кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» Евр.4.9-10.

Человеку, переложившего все свои нужды на Господа, нет больше необходимости переживать за них. Кто может лучше справиться с решением наших проблем, как не Бог Всемогущий? И «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» Луки 11.11. Прилагая все усилия для совершения дела спасения своего и своих любимых людей, главную роль, как сердцевидца всех, отведём Отцу небесному. А в непосильных ситуациях наша задача-изо всех сил стремиться восстановить душевный покой. Просить Бога о нём и принимать верой, укоренять его в себе. Злейшие враги его- своеволие и жалость к себе. Отодвигайте себя; неважно, что люди будут думать, что сломили вас, ваша задача- обрести мир Божий- тот Божий дар, который есть смирение. Максимально сосредоточьтесь на этом главном- в искушении сразу мысленно обращайтесь к Господу, просите мудрости и мира. Трудная ситуация пройдёт, а вы приобретёте «мирный плод праведности» (Евр.12.11).

Сравнивая отношение к субботе в Ветхом завете и отношение к дню воскресному в нашей Христианской жизни, напрашивается аналогия между ними. Думается, что Христианство потеснило субботу, поставив на главное место воскресенье, как символ воскресения Иисуса Христа, еженедельной Пасхи. Теперь мы в воскресенье, как иудеи в субботу стараемся отдохнуть. Славим мы при этом Господа, даровавшего миру второй выходной день путём Своих крестных страданий, или нет- зачастую вопрос десятый. Существуют заблуждения в Христианском мире (их практикуют субботники), где чтится суббота (по писанию Ветхого завета), а в день воскресный служение не проводится и Господь в Свой главный день остаётся без хвалы. Но что говорит Бог? «…Сын Человеческий есть господин и субботы». Марк.2.28. Терновым венцом Сына Своего Иисуса Христа Бог увенчал Своё творение и Его победу над смертью путём воскресения из мёртвых поставил превыше всего.

Учитывая, что духовная суббота для нас имеет протяжённый в течение шести дней период, а неделя заканчивается воскресением Христовым, мы постоянно находимся в состоянии душевного покоя и поклонения Господу, где воскресенье- не наш второй выходной, а день, принадлежащий Богу. Правильно- начинать этот день с церкви. А остаток дня посвятить служению другим людям. Устранить всякую суету, и если уж работать, то не для себя, а для пользы другого. Есть у вас возможность и желание идти в церковь или нет, в любом случае, воскресный день должен быть выделен как особенный. Дети почти не видят вас среди недели? Проведите день с детьми, и не обязательно на кухне. Хотя и так можно выделить воскресенье- приготовить что-то необычно вкусненькое для своих близких во славу Божью. Если ваша жизнь перегружена, просто отдыхайте и благодарите Господа за передышку. Поступайте сообразно вашему образу жизни, постепенно формируя в себе должное отношение к дню Господню.

«Придите ко Мне все труждющиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим…» Матф.11.28-29.