Вера, надежда, любовь, терпение…Главные Христианские добродетели. Наш интерес сегодня к такому многоликому терпению. Как и для чего его только ни пытаются использовать! Это величайший рычаг, который двигает не только отдельных людей, но и целые массы людские. Двигает или сдерживает.
С любовью к слову разбираемся, что оно означает: по С.Ожегову, терпение-настойчивость, упорство и выдержка в каком- нибудь деле. В словаре Дмитриева, терпение- это способность спокойно, сдержанно ожидать благоприятных результатов какой-либо деятельности, жизненных перемен. У Даля: терпеть- крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать лучшего, надеяться, смиряться; снисходить; не спешить, не торопить.
Однозначно, всё наше хождение в Боге в этом слове. Именно поэтому, враг человеческий, а с его подачи и люди, часто спекулируют на данной добродетели.
Слово Божье говорит, что терпение- это непременное условие для получения чего-либо от Отца: « Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное.» Евр.10.36. Зачем Господу нужно томить нас? Мы же выполнили волю Божью? Почаще вспоминайте, что мы- духовные дети. Ребёнок должен вести себя хорошо и выполнять требования родителей в любом возрасте, а некоторых родительских обещаний приходится ждать- то до получения зарплаты, то до конца учебного года или дня рождения, то просто ещё не сезон. Исполнили волю Божью, посеяли семя и ждём сезона жатвы, не заглядывая и не раскапывая-что там?
« С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» Иак.1.2-4. Оказывается, если неблагоприятные жизненные ситуации появляются как реакция мироздания на какие-то наши шаги веры, то терпение и мудрое отношение к искушениям ведёт нас к совершенству, а все наши недостатки уходят из поля зрения.
В статье Вера, надежда, любовь мы уже говорили, что терпение и надежда тесно связаны. А точнее, терпение является жизненной силой надежды. А надежда- душой терпения, её опорой. Они, как две тонкие верёвки, закрученные в разном направлении, при соединении- туго и естественно сплетаются друг с другом. Наше настроение зависит от наличия надежды, поэтому, хочешь получать радость от жизни- учись терпению.
Не всякое терпение-то, о чём говорит и что ожидает от нас Господь. Часто терпением называют собственное малодушие, нерешительность и лень. Будьте честны с собой и самокритичны- тем меньше критике мы будем подвергаться со стороны, по крайней мере, справедливой критике.
Бывает, что просто люди манипулируют другими, призывая их к терпению. Нужно учиться распознавать такую хитрость и уметь увидеть торчащие рога, узнавая, кто за этим стоит. Речь идёт о тех чувствах и состояниях, в которые нас вводит сам Бог, а не люди по своей воле. Часто, когда говорят о терпении, вспоминают слова Иисуса: «Кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…» Мф.5.39. Но разве речь о том, что нужно становиться мальчиком для битья и боксёрской грушей? Сколько ситуаций было и в жизни Христа и в хождении Апостолов (в частности, Павла), когда в ответ на угрозу расправы, поступить правильно- значит отойти, удалиться, избежать столкновения. А вот только тогда, когда все человеческие возможности исчерпаны и всё равно сделать больше ничего нельзя: «…Я говорю вам: не противьтесь злому.» Мф.5.39.
К счастью, такие безысходные, фатальные ситуации бывают в жизни конкретного человека редко. Мы их больше себе преувеличиваем. Как правило, можно уйти от проблем с начальником-поменять работу, с учителем в школе- встать в позицию, что виноват он, а не моё чадо- перевести ребёнка в другую школу, даже с мужем можно развестись, раз не сошлись характерами. Но знаете что? Правильно- не бегать от проблем, а решать их. Тяжело и больно. Часто- через не могу. И хорошие и умные люди именно так и поступают. Но! Не допуская злоупотреблений. Потому, что терпеть мы тоже должны по воле Божьей, а не ради человека. Ради любви к человеку- да, но «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.»Мф.7.6. Не позволяйте ваше доброе использовать против вас же.
Терпение очень близко по смыслу со смирением. Но это всё- таки не одно и то же. В слове смирение легко угадывается этимология-мир. С миром. С миром Божьим, который превыше всякого ума. (Филип.4.7) С тем миром, который « соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» Этот мир сердечный, глубокое спокойствие, сохраняет нас от неверных шагов- слов и поступков. Как приятно быть спокойной, и сколько сил отнимают переживания и раздражение. Смирение- это самое желанное состояние для души. Тихое веяние ветра. «…вот Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра.» 3-Царств19.11-12. Все наши бури и метания, раздирающие душу, являются неотъемлемым признаком приближения Бога, пока не получим мирный плод праведности (Евр.12.11) и в спокойствии не ощутим близость Господа.
Быть терпеливым нужно и к людям. Это значит быть снисходительным. Мы посажены на недосягаемой высоте во Христе Иисусе. Мы используем настолько сложную духовную терминологию, что сами теряем смысл. Тем не менее основная деятельность Христианина- свидетельство миру о Христе. Они совсем не на высоте, как мы должны бы. И дарованиями духовными для победы в искушениях они не обладают. И многим, преодолевая трудности, удаётся быть, между прочим, достойными людьми. Почему бы и нам не исполнить слово Писания и быть « …снисходительным к проступкам.»Пр.19.11? И говорить с людьми простым и доступным языком, сдабривая свои слова солью- словом Божьим, поступая как Апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона- как чуждый закона- не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.» 1-Кор.9.20-22.
Подытожим. Терпение- это всегда понуждение и часто, ломка характера. Хорошо, если мы терпим со смирением, которое есть дар Божий.