Время.

Мы живём в мире четырёх измерений, три из которых пространственные, одно- время. Нам трудно решить, хорошо это или плохо, мы уже рождаемся в мире с заданными свойствами. Тем не менее, своей вечной душой мы производим мечты и чувства, которые желают выйти за границы данных условностей. С опубликования работ Альберта Эйнштейна в начале ХХ века наука имеет возможность по-новому относиться ко времени и пространству. В частности, Эйнштейн ввёл понятие множества пространственно- временных континиумов, иначе говоря- параллельных миров. Его «Теории относительности» до сих пор являются причиной раскола в научном мире, несмотря на то, что освоение космического пространства стало возможно благодаря его идеям. А исследование космических процессов последовательно подтверждают теории этого учёного. Мы уже привыкли к тому, что космические расстояния измеряются мерами времени- световыми годами, ведь земная система измерения пространства здесь уже не работает. И чем больше удаление от Земли, тем меньше действуют привычные нам законы.

Откуда в человеке это стремление к невозможному? Не от врождённого ли знания, что всё когда-то будет иначе?

Один из самых загадочных вопросов жизни- вопрос о времени. Какова природа времени? Что это- зло или благо? Равномерно ли время на самом деле и минута всегда равна минуте или меры времени- усреднённые понятия? Конечно или бесконечно время?

Повествование Библии начинается со слова «вначале». Быт.1.1. Это запуск времени. До этого не было ни начала, ни конца. Время появляется с началом творения- первая точка отсчёта. Причём факторы отсчёта времени появились только в четвёртый день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И сотворил Бог два светила великие: светило большое для управления днём, и светило меньшее для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.» Быт.1.14-18.

В пятый день вода производит душу живую (рыб, пресмыкающихся- по биологической классификации- земноводных), в шестой- земля производит душу живую- скотов, и гадов (научно-биологически- пресмыкающихся), и зверей земных. В этот же день, но иным способом Бог творит и человека (быт.1.20-31).

Как сотворение света произошло прежде, чем был обозначен источник физического света (свет, как понятие, принцип света Бог определил в первый день творения- то есть были заложены понятия света и тьмы, дня и ночи, зависимость биологических факторов будущих обитателей земли от световой энергии- все эти закономерности введены в мир замыслом Творца так же, как учёный совершает свои открытия сначала у себя в голове, потом на бумаге, а уже потом ищет пути их реализации на практике), так же и с понятием времени- принцип последовательности заложен в творении прежде всего, потом (в четвёртый день) устанавливается «долгоиграющий» самостоятельный механизм, отмеряющий периоды времени, и только потом (в день шестой) появляются живые существа, зависящие от времени.

Изучая Библию необходимо перестроить своё сознание с общепринято- усреднённо- научного. Понятно, что астрономически мы живём в гелиоцентрической системе, где Земля- одна из планет и играет третьестепенную (никакую) роль в космических процессах. Но с точки зрения Господа Бога, Земля является средоточием всех Его интересов и все механизмы мироздания задействованы с одной целью- создать условия, пригодные для жизни людей.

Итак, времени подвержена видимая часть творения, «ибо видимое временно, а невидимое вечно.»2-Кор.4.18. Из Писания мы знаем о конце времени, «…что времени уже не будет.» От.10.6. Время- это вектор, направленный в будущее, от начала к концу, и ни при каких условиях- в прошлое. Также время- это отрезок, не прямая и не луч- время конечно. Мы используем выражения «отрезок времени», «время вышло», разделяя временной отрезок своей жизни, дробя её. Благоприятные или печальные события своей жизни мы также определяем, как благоприятное или бедственное время, словно время каким-то образом принимает в них участие.

По- видимому, течение времени неравномерно. Это ощущает каждый, кто испытал минуты счастья- тогда время летит быстро, или тяжёлого ожидания- когда время тянется, каждая минута проживается с трудом. Слово Божье говорит, что «…дни лукавы.» Еф.5.16- кажется, что времени много, а глядишь- ничего и не осталось.

О неравномерности течения времени говорят и учёные. Многие слышали об ускорении времени- якобы в наши дни время идёт быстрее, чем 200-400 и так далее лет назад. Возможно, это субъективные представления, связанные с ускорением темпа жизни. А может и физически-объективная реальность, связанная с ускорением вращения Земли вокруг своей оси и движения небесных тел вообще. В любом случае, периоды времени- это условность. Например, лунный календарь точней и логичней солнечного, но мы упорно живём по солнечному. Писание говорит, что «…у Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.» 2- Петра 3.8. У нас разные меры времени, и никогда непонятно, когда о какой мере говорится в Библии. Исходя из этого, смешно выглядят люди, сомневающиеся в возможности Бога создать мир за одну неделю. Конечно, подразумеваются не дни в нашем понимании. То ли это временные периоды вообще, то ли те тысячи лет, которые у Бога как один день. Да хотя бы и творение в считанные дни, но не по нашему представлению, а по сверхъестественному могуществу Божию.

Хотите- верьте, хотите- нет (но лучше да, чем нет), а в Библии описана ситуация, когда Бог по молитвам вождя Израиля Иисуса Навина остановил Солнце и Луну, продлив светлое время суток: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в которые предал Господь Аморрея в руки Израилю…, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Аиалонскою. И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь бы так слушал гласа человеческого.» Иис. Нав. 10.12-14.

В статьях «Вера, надежда, любовь» и «Терпение и смирение» мы говорили о том, что с фактором времени связана наша надежда. Надежда- вершина и опора нашего естества, потому что вера и любовь- это уже сверхъестественное в человеческой природе. В этом и состоит благо времени- оно даёт надежду, а с ней возможность меняться. Поэтому, Апостол Павел призывает дорожить временем (Еф.5.16), чтобы , по словам Апостола Петра, со страхом проводить время странствования нашего (1-Петра 1.17).

Однако со временем проходит не только грусть, но и радость, и в таком случае не скажешь, что время- это хорошо. Тот мир, который задумал для нас Господь, совершенней и прекрасней этого, и времени там не будет, и так будет лучше.

И последнее. Лечит ли время? Само по себе время не лечит. Боль телесная и душевная притупляется (если сразу не убивает) по законам жизни живых существ и по прямому утешению Духа Святого. Более того, со временем усиливается голос совести, когда мы лучше помним поступки свои или чужие (в зависимости от вектора совести- в свою или чужую сторону), чем обстоятельства, по причине которых совершались эти поступки. Формируется замкнутый круг, из которого бывает трудней найти выход, чем из реальных событий.

Что главное для нас в откровении о времени по замыслу Божьему? «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» Гал.6.10.