Тайна Троицы.

Много вопросов и преткновений у неверующих людей возникает по поводу непонимания смысла Святой Троицы. Верующие же люди принимают формулировку Троицы, но вопросов у них не меньше. Благословясь, попытаемся в этом разобраться.

Всегда благодарим Бога за всех предшественников, которые тяжело и с большим противостоянием, пришли к определённым, базовым для вероучения формулировкам. Схоластика, богословие- это очень тяжёлые для понимания науки. Слава Господу, от нас это и не требуется. Для нас хорошо, что мы можем опереться на уже существующие и многократно проверенные традиции восприятия слова Божьего, продолжая при этом постигать многогранность Слова. Наша задача- воплощать их на практике, делая доступными, по- возможности, понятными и живыми, то есть работающими в реальной жизни.

Писание не содержит формулировки Троицы, это не библейское определение. Тем не менее, всё слово Божье говорит об этом триединстве. Впервые упоминание о Троице зафиксировано у Феофила Антиохийского( 2 век). Но ещё раньше характер взаимодействия внутри Божества обозначен в символах веры. Их несколько, каждый Вселенский собор вносил свои поправки. Окончательный вид мы имеем в Никео-Константинопольском символе веры(451г.)(смотрите на главной странице сайта), в нём и обозначены полномочия и характеристики каждой личности Единого Бога.

Если вы общаетесь с людьми, которые уж очень сильно противятся слову Триединый, Троица, можете их не использовать. Главное- понять самим и донести до того человека, которому вы служите, что подразумевается под этим понятием. Это бывает полезно даже для нас самих- отказаться от привычных формулировок, чтобы заново пройти этот путь понимания.

Главный смысл понятия Троицы- то, что Бог Святой и Превознесённый существует в трёх лицах (личностях, ипостасях). Это значит, что каждая личность Троицы- Бог-Отец, Сын- Господь наш Иисус Христос и Дух Святой является Богом, включающая в себя всю полноту Божества и имеют все полномочия Бога.

Больше всего трудностей возникает в понимании личности Духа Святого. Много было рассуждений на тему, что это Дух Отца или Иисуса Христа, или того и другого. Или Дух Божий- это сила Бога. Это не так. Дух Святой-полная Божественная личность. Почему это так важно? Потому, что верой вселяясь в дух человека, Дух Святой заключает в себе и Отца, и Сына. И нам тогда нет необходимости кричать к Богу, долго вымаливать у него что-то, так как Он просто находится в нас и знает каждое движение нашего сердца. Истинно «…Бог в нас…» Иоан. 4.12.

Не меньше споров и ересей возникает по поводу личности Иисуса Христа. Это и понятно, ведь на откровении о сущности Спасителя стоит Его Церковь, то есть сохраняются в вере избранные Божьи. Абсолютный Бог и абсолютный Человек в одном. Понимая Христа таким образом, мы перерождаемся из человека в кровное, родное дитя Божье, приобретая сущность Божественную через действие Духа Святого в нас, веру в Сына Божьего и Причастие. О Нём сказано: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих…и в предмет пререканий- и Тебе оружие пройдёт душу,- да откроются помышления многих сердец.» Луки 2.34-35. Ты скажешь- как можно во всё это верить? Только любя Иисуса больше всего на свете.

Труднее всего пришлось Апостолам. Они видели Его. А там, где есть вѝдение, нет веры, они взаимно исключают друг друга. Была единственная возможность оставаться рядом с Учителем- безумно любить Его.

Не надо пытаться понять всё умом до конца. Как люди, живущие в четырёх измерениях (трёх пространственных и одном временнóм), могут постичь Того, кто обитает во всех измерениях сразу? Мы даже понятия не имеем, сколько их. Как точке объяснить, что такое линия, если она дальше точки ничего не воспринимает? Или плоской фигуре представить объём- когда твоя часть является одновременно частью другой фигуры, а вместе из вас получается нечто новое, выходящее из представления плоскости?

Мы даже про себя не всё понимаем. Я- это тело? Ведь окружающие воспринимают меня, как тело. Или мысль? Я мыслю- значит я существую, так говорят древние. Или я- это то, что я чувствую? Когда влюблённый человек ничего, кроме своей любви не видит или испытывающий сильную боль воспринимает себя как комок боли. Или я- это только устремление, порыв? Как бывает с одержимыми какой-то идеей людьми. Так непохожи друг на друга все составляющие человека, и в то же время, они нераздельно связаны, по крайней мере, в этой жизни, другой мы ещё не знаем. И про каждую нашу составляющую мы говорим-я. Я голоден, хотя речь идёт только о телесной необходимости, я подумал, почувствовал. Не всё в нас задействовано сразу, но всегда мы говорим-я. И нам не приходит в голову мысль относится к себе как ко множественному числу. Нормальный человек воспринимает себя как нечто цельное. Даже когда он разговаривает сам с собой.

Единство Бога имеет такую же закономерность.

Однако, не думаем же мы, что Господь точно такой, как человек? Он сверхъестественным образом существует в трёх лицах, включая в себя и единственное число и множественное одновременно. Соединяя несоединимое.

Итак, Бог- Отец, Творец всего видимого и невидимого, существует всегда. Просто Он есть. Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменяемый, Беспредельный, Бесконечный, Вездесущий, Всеведущий, Всемогущий, Премудрый, Благой, Святой, Праведный, Истинный, Справедливый, Промыслитель, Хранитель, Верный, Ревнитель, Долготерпеливый, Многомилостивый, Ненавидящий зло, Наказывающий неправду, Огонь поядающий, Спаситель, Свет истинный, Любящий, Нетленный…

Иисус Христос был от начала: «…от начала Сущий…» Иоан.8.25, «…прежде нежели был Авраам, Я есмь.» Иоан.8.58. Он- истинный Бог. Словом Божьим, то есть Иисусом Христом, Бог в начале времён сотворил всё (Иисус Христос-воплощённое слово Божье, поэтому Иисус и Слово- синонимы). Он является с Отцом единым целым: «Я и Отец-одно.» Иоан.10.30, выполняет исключительно волю пославшего Его Отца, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца.» Иоан.5.23. Имеет жизнь в Самом Себе: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, И дал Ему власть производить и суд…» Иоан.5.26-27. «Видевший Меня видел Отца…Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.» Иоан.14.9-10.

Если в Ветхом завете, мы часто читаем «Господь, Бог наш», то в Новом звучит: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.» 1-Кор.1.3. Отец- это Бог, Иисус- Господь. « Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог…» 3-Цар.8.60. Поэтому всегда существовало двойное имя, подразумевающее и Отца, и Сына.

Дух Святой. Самая близкая к человеку, и к творению вообще, личность Бога. Он существует всегда. В начале творения: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; И Дух Божий носился над водою.» Быт.1.2. Что Он там делал? И почему над водою, а не над бездною? Он животворил. Всем известно, что жизнь на планете зародилась именно в воде.

«Бог есть дух…» Иоан.4.24. Дух Святой- это состояние сущности Бога. В этом вопросе также надо расширить своё сознание, чтобы вместить и понять, насколько человеку это вообще возможно. Бог-Отец- Святой и Справедливый, не имеет ничего общего ни с грехом, ни с грешником. Иисус Христос- Спаситель, Пастырь добрый, понимающий нас абсолютно во всём, «…потому что Он есть Сын Человеческий.» Иоан.5.27. И доступен Он нам через Духа Святого. Который послан нам от Отца, «…Дух истины, который от Отца исходит…» Иоан.15.26.

Дух Святой-это не только сила: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый…» Деян.1.8, и не только дух Божий, но вся полнота Божья. К Нему правомочны все характеристики Бога-Отца и Иисуса Христа. Это самая близкая к нам личность Троицы, самая интимная её ипостась, тайна для посвящённых. Он всегда молчит о Себе, но говорит о Христе, напоминает Его слова. « Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» Иоан.15.26. И говорит Он словом Божьим.

Внутри Троицы вообще такая субординация, что каждое лицо Божества свидетельствует о другом и прославляет другого. Сын ищет славы Отца, Дух Святой свидетельствует об Агнце, Отец всё отдал Сыну. В мире существующем всё стоит на жертве Иисуса, поэтому ему вся слава и от Отца, и от Духа Святого. В этом умолчании о себе и кроется тайный смысл множественного числа Бога.

Писание говорит, «…что двух… свидетельство истинно…» Иоан.8.17, а также «если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно…» Иоан.5.31. Таким образом, чтобы исполнить всякую правду, каждая личность Троицы говорит о другой, не о Себе. Поэтому свидетельства Божьего всегда достаточно.