В своих рассуждениях мы не раз касались природы человека и его структуры. (статьи Сердце человека. Что такое голос сердца., В здоровом теле здоровый дух или у здорового духа здоровое тело?, О реальности жизни. Роль тела.) Слово говорит, что « иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и есть тела земные…» 1-Кор.15.39-40. Строение и функции человека отличают его от всех других созданий. Он непостижимым образом создан по образу и подобию Божию, причём по образу (то есть по образцу) он создан по рождению, а находясь в земной плоти, через свой постоянный выбор проходит процесс уподобления Божеству, приобретая природу Божественную, заменяя своё человеческое устройство на структуру Божью.
Мы понимаем, что это разные вещи- родиться красивой и стать красивой, родиться талантливой или пóтом и кровью выработать в себе какие- то способности, и всё равно не сравнишься с человеком, одарённым от природы. И всё же, при очевидной разнице исходных ситуаций, результат может быть один.
В приведённой цитате об образе и подобии эти слова звучат как синонимы, как бы усиливая смысл. Из наших рассуждений видно, что процессы, заключённые в них, совершенно различные по источнику и по совершению, а объединяет их только конечный результат. Это хорошая иллюстрация для разговора по очерченной теме- что в нашем устройстве мы получили по творению (учитывая, что создавались мы как непорочные и вечные существа), что приобретаем усилиями, а что в нас появится нового по воскресении, когда наше земное тело превратится в прах- в то состояние, из которого оно и строилось- до простых химических элементов, не объединённых животворящей душой; а мы получим сверхъестественным образом восставленное из этих элементов тело прославленное, совершенно такое же по свойствам, в каком находится одесную Отца Иисус Христос, Первенец из мёртвых.
Писание говорит, что человек- это плоть (Быт.6.3). Плоть- это то первое, что создал Господь в человеке, причём это не только тело, которое просто одевает нас, как одежда и служит средством исполнения нужд души, но плоть- неразрывный симбиоз души и тела. В эту «заготовку» Творец вдохнул животворящий дух, и стал человек душою живою (Быт.2.7). Становится очевидным, что главное в человеке- живая душа. Жизнь она получает от духа, а затем душа строит тело. Однако мир мы постигаем посредством тела, ведь все органы чувств являются частями тела; и находящегося рядом человека мы воспринимаем, как тело- кто там знает, что за мысли внутри него, мы судим о них косвенно, через проявления тела.
Поэтому и сегодняшний наш разговор больше коснётся тех качеств, по которым мы можем судить о человеке, как о существе, созданным быть вечным.
Итак, что мы имеем по рождению? Первый и необходимый для всего живого механизм- способность к заживлению- регенерация. Возможность восстановления тканей- наивернейший признак вечности, заключённый в одушевлённых существах. Кровь, являясь материальным воплощением души, заключает в себе структурные единицы- тромбоциты- клетки, которые «запечатывают» повреждение. Самая вероятная смерть при обширных повреждениях- массированное кровотечение; живое существо погибает при потере половины объёма крови. При всех других проявлениях травмы возможно выздоровление, ведь все процессы- лихорадка, воспаление, аллергии- которые мы оцениваем как болезненные, являются защитными реакциями тела на повреждение или чужеродный агент (микроб, вирус, белок).
Свёртываемость крови обеспечивается специальными факторами свёртываемости крови, в которых задействован весь организм.
О первоначальной благости человеческой природы говорит и наследственность. Генные погрешности происходят в целом по популяции очень редко. В основном же дети рождаются физически здоровыми и способными к жизни. Даже от больных и зависимых страстями родителей (смотрите Принцип наследственности в Библии).
Какие новые свойства тело приобретает в процессе земной жизни? Способность терпеть дискомфорт и боль. Складывается ощущение, что все Христианские добродетели направлены только на то, чтобы научить нас терпению. «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» Иак.1.4.
Конечно это не новое биологическое свойство тела, однако так и неясно, нервная система- на сколько часть тела, а на сколько- души, и чем мы чувствуем физическую боль- телом или душой. Вероятно, всё-таки живой душой, ведь мёртвое тело невосприимчиво к раздражителям, а болевой шок сам по себе может привести к смерти. Дисциплина тела, подчинение его благим наклонностям души- на это и уходят годы нашей жизни.
Иисус в своей земной жизни был так же, как и мы подчинён естественным законам физиологии- Он ел, пил, спал, соблюдал гигиенические нормы. При этом Он сумел идти по воде (Мф.14.25-33) и усмирить бурю (Мф.8.23-27). Вы скажете, конечно, ведь Он- Бог! Мы так привыкли к Его чудесам. Однако, такие же способности появлялись и у людей, которые загорались от Него верой. Петра удержала бы вода, как твердь (не зря Битие в 1.6-8 называет даже газообразное небо твердью), продолжив он идти не видением, а верою. Такие же способности появляются в каждом из нас, принимающих Плоть и Кровь Христа внутрь себя. Это главное чудо нашей жизни- Бог Духом и Плотью в человеке.
Замечательные перемещения описаны в Деяниях святых Апостолов. Так, говорится о «телепортации» Филиппа: «…а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте…» Деян.8.39-40. Азот или Ашдод (так эта местность называется сейчас) в самом коротком расстоянии от дороги, соединяющей Иерусалим и Газу составляет около 25 километров. Можно возразить, что мы не знаем за какой период времени Апостол преодолел этот путь, может он и шёл пешком. При скорости человека 4 км в час, вряд ли можно сказать, что он в Азоте «оказался». Писание формулирует это так, что перемещение произошло довольно быстро, причём при явном сверхъестественном вмешательстве.
Также чудесное освобождение Апостола Петра из-под ареста описано в 12 главе книги Деяний. Можно сказать, что чудо производится Ангелом, однако Пётр обладал невидимостью так же, как и его спутник, когда они проходили мимо двух групп стражей (Деян. 12.10).
Но самое необычное, для наблюдателей страшное и точно выводящее всех из плоскости обыденных размышлений событие- это воскрешение умершего. Новый завет описывает три воскрешения, сотворённых Иисусом- Лазаря, сына Наинской вдовы и дочери Иаира. Скорей всего их было больше. О случаях воскрешения говорит и Ветхий завет (3-Цар. 17.17-23, 4-Цар. 4.16-37, Иез.37. 1-14)- Бог был, есть и будет один и тот же, и Он животворит.
Способность к воскресению тела является высшей точкой свойства регенерации, с которого мы и начали рассуждение. Так часто бывает при изучении Библии- вроде бы разговор движется линейно, а он замыкается на начале, описывая круг. «Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны…, тогда я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.» Пр.8.27-31.- говорит Премудрость Божья.
Однако, воскресение воскресению- рознь. Жизнь, возвращаясь в тело, которое она оставила, продолжает существование человека в его прежней природе. Он, когда придёт его время, опять вкусит смерти. То, как воскрес Иисус делает Его первенцем из мёртвых по обретению тела с совершенно иными характеристиками- тела прославленного.
У нового тела Господа нашего появились способности, которых за Ним не знали ученики. Иисус проходит сквозь стены (Иоан.20.19), перемещается по воздуху (Луки 24.51), преображается так, что Его нельзя узнать (Луки 24.15-31), внезапно становится видимым или невидимым ( Луки 24.31, 36). Не говоря уже о том, что Он находится в этом теле рядом с Богом-Отцом, а этого никакое тварное существо не переживёт.
Мы можем только фантазировать и предполагать, какими мы будем в вечности. И это самые чудесные мечтания! Неправда, что Христианство запрещает мечтать, мы только и живём мечтами о будущей жизни, о том времени, когда «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» От.21.4 и все наши любимые будут с нами неразлучно навсегда!