Мы уже поняли из слова Божьего, учения Церкви, да и сами по себе, что мы в чём-то виноваты, несём свою вину по жизни, как лишний вес или болезни, пропитаны ей. Если в жизни обывателя мы время от времени испытывали такое неудобное чувство, то в Христианской жизни оно практически неотступно. Как трудно признать вину, ещё трудней её обнародовать на исповеди. Причём, не ища себе никаких оправданий.
Библия говорит, что «…все согрешили и лишены славы Божией…» Рим. 3.23. Все, без исключений. Но нормальному человеку не под силу нести множество своих провинностей- для совестливого человека одно только осознание вины является тяжким бременем и оно тяжелей любого наказания. Поэтому сердцевиной Христианства стали следующие за данной цитатой слова: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.» Рим. 3.24.
Постепенно мы впадаем в другую крайность- слишком легко себя прощаем, ведь наш долг оплачен, и нет необходимости казнить себя. И в будущем позволяем себе грешить- обижать, обзывать, осуждать, ведь любовь Божья «покрывает все грехи.» Пр. 10.12. Мы не представляем себе, что именно в эту минуту Бог продолжает страдать на кресте за сделанный мною только что грех, ведь Он- вне времени. Нам кажется, что это случилось когда-то, такие-то и такие-то плохие люди распяли Его, а мы чисто механически пользуемся «плодами» их беззакония и подвига Божественного Агнца.
Третье- самое трудное положение души происходит с глубоко думающими и ищущими истины людьми, то преткновение, в которое упираются все, достигшие определённых глубин Божьих. От искренности и в полном отчаянии. Совершенно осознавая свои проступки и позволяя в послушании Господу уврачевать наши тайные недуги, вдруг с неотвратимостью начинаешь понимать, что «всё из Него, Им и к Нему…» Рим. 11.36. Он устроил этот мир и он выглядит теперь как вечное побоище или жестокая командная игра. Он допустил случиться злу и отпасть от благодати человеку. Он сотворил меня таким, какой я есть- со всеми сложностями внутренней организации и коренящимися в плоти болезнях. Ведь это Он чудовищно одинок и страшно и больно творит Себе семью. Почему же я вечно виноват? Зачем «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.»? Рим. 11.32.
Попробуем под увеличением духовного микроскопа разобраться, как на самом деле это выглядит и чья всё-таки вина.
Слово Божие сообщает, что над головой распятого Христа Понтий Пилат распорядился повесить табличку с надписью, можно сказать, на всех языках мира, которая оглашала, в чем Иудеи Его обвиняли: «И была надпись вины Его: Царь Иудейский.» Марк. 15.26. Пилат в расстройстве начертал эту табличку, возможно, надеясь, что Иудеи обличатся и одумаются. Он получил осознание того, что Иисус не простой человек или даже пророк. Написанное- есть утверждение.
Ну Царь. Много их было царей. Таких- немного, а точней, ни одного такого больше не существовало государства, в котором царствовал Господь Бог, кроме Иудейского- теократия. Углубясь в историю Израильского народа, вспомним, как он выходил из Египетского рабства. «Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа.» Исх. 13.21-22. Сам Господь Всемогущий вёл народ и был Царём над ними. Для рассмотрения житейских дел поставлялись судьи (об этом периоде повествует библейская Книга Судей), а Божественного ведения искали у пророков. Но люди не понимали своего истинного положения, и глядя на соседние народы, стали требовать царя-человека. «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. («В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.» Суд.17.6) И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; …только представь и объяви им права царя, который будет царствовать над ними…» 1-Цар. 8.6-7, 9.
А далее перечисляется всё то, чем обременяет нас государство- воинская повинность наших сыновей, обязанность дочерей в услужении царя, собственность государства на землю, бюрократический аппарат, налоговая система. При этом Господь говорит, что Он не будет принимать жалобы на царя, ведь мало того народу дана выборная система, как при демократическом устройстве, Бог скреплял их выбор Своим помазанием.
Кое-как они выбрали себе первого царя- Саула. Со вторым- Давидом Господь взял всё в Свои руки. А дальше закрепился обычай наследования трона.
Возвращаясь к нашей теме- Надпись вины Его- Царь Иудейский правомочно читать, как «надпись вины Его- Бог».
У Аллы Пугачёвой была песня о том, что «любовь одна виновата». Весёлая такая песенка про любовь с глубочайшими по смыслу словами Леонида Дербенёва, если поставить «любовь» в личностном эквиваленте- Любовь, как личное имя Бога:
И понапрасну не надо,
Нам искать причины не надо,
Нам искать, конечно не надо-
Нет их все равно, нет их всё равно.
Любовь одна виновата,
Лишь Любовь во всём виновата,
Лишь Любовь всегда виновата,
То-то и оно, то-то и оно…
Этот глубочайший смысл- смысл жертвы Христа. Любовь в этом мире одна и во всём виновата. И какие бы мы ни имели претензии к Богу, Он не спорит с нами- Он один виноват во всём. За это Его и распяли. С Богом невозможно поссориться, все наши наскакивания на Него- односторонни, на все ваши обвинения Он с совершеннейшим смирением скажет- да, Я виноват, только Я, не ты. Я сотворил тебя таким, Я попустил зло в твоей жизни, Я не подстелил соломку, когда ты падал, и так до бесконечности… Иисус до крайности джентльмен, Он не станет спорить и препираться ни с дамой, ни с другим джентльменом, деля вину, Он всё возьмёт на Себя. Не ломаясь, а абсолютно искренно и осознанно пойдёт на Крест.
Только как ты дальше будешь с этим жить?
Если остаются хоть крохи совести, человек не может не понимать, что он виноват.
Для многих людей Христианство начинается с жалости к распятому Сыну Божию. Владимир Высоцкий поёт- «но только жаль распятого Христа.» Бессмысленно обвинять Бога-Отца, людей и обстоятельства, приведшие к трагедии- Он уже на кресте. Что может сделать каждый, чтобы облегчить Его страдания? Взять свою часть вины.
Вина каждого человека- замкнутое кольцо, законченная величина. Мы не в состоянии ответить за всю свою вину полностью. Для этого нас мало трижды расточить на молекулы. Поэтому получается, чем больше я не виноват- тем больше виноват Он. Если человек вообще не считает себя виноватым- Иисус страдает по максимуму. Не лучше ли взять часть той вины, в которой ты действительно неправ, не продлевая мучений Богочеловека? Ведь это ты сама, а не Бог, орёшь на детей. Сама заводишь беспорядочные связи. Ты сама принимаешь решения и шарахаешься по жизни из стороны в сторону. А отвечает за всё Иисус. Он- крайний и Он- козёл отпущения.
Однако, не впадайте в истерику. Просто будьте послушны Господу. Человек действительно не способен понести свою вину полностью и без заместительной жертвы Христа нам не обойтись. Если кто-то бросит вызов Богу- я виноват, я и отвечу, туго ему придётся от собственной гордыни. Зачем вам такая судьба? С подобающей женщине мягкостью и кротостью будем принимать от Господа обличения, которые Он даёт по времени и по нашим силам, принося свои виной разбитые сердца, как лучшую жертву, к ногам Иисуса. Для того, чтобы взамен получить от Него исцеление и победу над грехом. А при определённой близости отношений с Богом, на ваше раскаяние- Господи прости, вы услышите- и ты Меня прости.