Изучая Библию, приходя в церковь и слушая проповеди, мы узнаём, что, оказывается, мы сложно устроены. У нас есть внешний и внутренний человек. А у внутреннего есть дух и душа. А душа включает волю, чувства и мысли. При сложном и удивительном устроении тела, устройство души вызывает ещё больше вопросов. А с духом, и подавно- одни загадки. «…Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои…» Пс.138.13-14.
Постепенно понимаешь, что дух человека- самая важная его составляющая. И дух человека создан по образу Божьему. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» Быт.1.27. «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.» Быт.2.7. Так что человек- это душа живая, то есть душа, которую животворит дух. Дух является движущей силой, причиной жизни для души, а душа уже творит тело по своему образу. Душа- посредник между духом и телом, и в свою очередь, является источником жизни для тела. Тонкая, интимная её часть, склонная к добру, находится в постоянном контакте с духом, а более осязаемая часть души контактирует с телом. Эта часть души сосредоточена в крови. «…душа тела в крови…» Левит 17.11.
Таким образом, есть душа тела, которая с телом образуют симбиоз под названием «плоть»; а тонкая часть души и дух образуют сердце. Ту часть человека, о которой Писание говорит: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни.» Пр.4.23. Значит, какое сердце, такова и жизнь.
Дух человека является естественным вместилищем для Духа Святого. Ни душа, ни тело не обладают таким сродством и не способны вместить Бога, как Он есть. Такая возможность есть только у человеческого духа. Есть разные духовные существа, но они не сотворены по образу Божьему, и такой дух не имеет подобия с Духом Божьим, он живёт по неведомым нам законам. Речь идёт об ангельском мире. Не будем вторгаться а этот мир, нам бы с самими собой разобраться. У теплокровных животных есть душа и также есть дух, но далёкий от образа Божьего (Еккл.3.21). Никакое животное не может быть одухотворено, как человек, но оно способно на чувства, например чувство боли или привязанности.
Именно в духе происходит постоянный контакт с Господом, если человек рождён свыше, и его «я» сосредоточено в сердце. Если вы ещё не знаете Бога, «я» такого человека находится в плоти, но ваш дух толкает вас на поиск Его. Без Христа дух похож на сморщенный парашют, вы падаете на землю камнем; и только от Духа Божьего он наполняется, становится способен к полёту и имеет неиссякаемый источник жизни, который питается напрямую от Бога Всемогущего.
Итак, определённая тонкая часть души связана с духом, образуя сердце. Сердце состоит не из одного духа, но включает и часть души. Мы делаем такой вывод из слова, что «…из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» Мф.15.19. Значит сердце умеет думать, чувствовать и испытывать желания. И именно эта часть человека обновляется первая, следуя за словом Божьим.
Где находится духовное сердце? Есть разные мнения на этот счёт, основанные на Писании или на собственных ощущениях. Слово говорит, что «…из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» Иоан.7.38-39. Можно понимать буквально, что сердце во чреве, то есть в животе, например в области Солнечного сплетения. А можно и так, что изнутри (из чрева) потекут реки воды живой- свидетельства в духе и истине. Потому, что «…от избытка сердца говорят уста.» Мф.12.34.
Если человек много думает о Господе, ищет и любит Его, то его сердце занимает практически всю его сущность, его «я», и ему не составляет усилий войти в молитвенное состояние. Если «я» человека находится в зоне плоти, он вообще не может понять, о чём речь и что надо делать, чтобы настроиться на восприятие благодати Божьей. Но самое тяжёлое положение у людей, которые получают Истину и при этом живут в грехе. «Я» такого человека не знает покоя, постоянно шмыгает из сердца в плоть и обратно, и так недалеко до душевной болезни.
Как понять практически, где зарождается какая-то мысль или желание- в ещё необновлённой душе или в сердце? Как понимать, что это голос Духа Святого во мне? Или это моё собственное желание, которое, в конечном счёте, приведёт ко греху? Мы каким-то необычным образом ощущаем голос сердца? Что он вообще из себя представляет?
Первое, что можно сказать по этому поводу- главная добродетель Христианина- рассудительность. На самом деле голос сердца и чужеродные мысли отличить крайне сложно. Необходима постоянная тренировка с приобретением навыка. Голос Божий не звучит громче или тише относительно человеческого. Главное отличие- Он всегда говорит в соответствии со Словом написанным и обязательно, в духе любви, то есть никогда не ищет своего, но всегда пользы другого. Вспоминаем признаки любви Божьей- 1-Коринфянам, глава 13. Часто говорит Словом написанным, но необязательно. Главное- в духе любви и кротости( готовности к исправлению) и то, что свойственно характеру Божьему. А чтобы постигать характер Господа, надо изучать Писание. Причём, через Иисуса Христа. В Библии можно найти всё, что угодно и оправдать текстом Слова любое зло, если двигаться с ложными намерениями. Надо понимать, каков Бог и что такое Божья справедливость и милость. Мы принимаем сердцем откровения Господа, но всё проверяем разумом, то есть всё сверяем со Словом. Так же, с любым чувством, ощущением и намерением. Приобретаем сердце мудрое ( Пс.89.12).
Таким же образом узнаём раскалённые стрелы лукавого. Они атакуют ум. Если разум обновлён и сосредоточен в истине, то мысль из преисподней воспринимается как неожиданная. Она отличается от наших собственных мыслей своей внезапностью. Она просто «выскакивает» в голове. Наша задача- рассмотреть её со всех сторон, сверить со словом Писания, выяснить, кто за ней стоит. Если человек не наставлен в слове Божьем, то, наоборот, чужеродные мысли воспринимаются, как свои, а слово от Господа отличается. Но в таком случае разобраться гораздо трудней, ведь вы не знаете, с чем сверить. Выход один- напитывайтесь, пропитывайтесь Словом, читайте в любую свободную минуту.
Бывают особенные ощущения во время получения слова от Господа. Часто так бывает в критической ситуации и воспринимается как сверхъестественное вмешательство. Тогда ты точно знаешь, что это Он. Это может быть озарение или нехарактерные для человека позитивные реакции. Как радостная вспышка в голове или просто чувство безопасности и знание, что Бог ведёт тебя. Если враг человека особенно атакует сознание, то Господь, желая нам сказать что-то важное, может значительно более разнообразно использовать наши чувства. Мы испытываем особенное, чудесное состояние. Но не стоит его специально искать и думать, что только так можно войти в присутствие Божье. Мы постоянно ходим перед Богом и находимся с ним в общении. Как муж с женой имеют особенные отношения близости, так и верующие переживают такую близость с Господом. Аналогия уместна. Поэтому, как жена, имея обычные дела и привычное общение с мужем, время от времени испытывает и его абсолютную близость.
Но чаще всего мы различаем голоса внутри себя путём рассудительности. Это, конечно никакие не голоса, а мысли, и голос у них один- собственный внутренний голос человека.
Второй важный момент: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом.» Пр.19.21. Только исполнение пророчества говорит об истинности пророчества. Так с любым откровением. Покрутили мечту, сверили со Словом и с духом любви, и сложили в сердце до времени. Состоится только определённое Господом.
О горении сердца. Оно может гореть как Божьим огнём, так и несвятым. Горячее сердце- это не всегда хорошо. Применяем ту же рассудительность. Но Господу легче обуздать горячее сердце, чем разжечь равнодушное. Поэтому всем желаем гореть для Бога!