«Возлюби болезнь свою» Валерия Синельникова глазами Библии. Часть II.

Отдельного внимания заслуживает наличие или отсутствие частицы «не» в формулировках своих установок. Жизнь не строят на отрицании. Иначе возникает межсущностный конфликт, ведь жизнь в своей основе- да. Частица с отрицанием как та ложка дёгтя в бочке мёда- отравляет любое начинание, не даёт ему в полную меру развернуться. Отрицание несовместимо со свободой. Валерий Синельников расставляет в этом вопросе правильные акценты.

Как это выглядит в реальности? Частица «не» формирует правила, содержащие ограничения. Так воспитывают детей. Сначала определяются рамки дозволенного для того, чтобы ребёнок не рос на семи ветрах, а имел точки опоры. Без этих точек дети вырастают совершенно разболтанными и необузданными. Они не имеют понятия дисциплины, неспособны разграничить свою внутреннюю жизнь и внешнюю, пытаясь всегда изливать свои эмоции вовне и во что бы то ни стало реализовывать свои желания, испытывают трудности к восприятию «своего» и «чужого».

В таком случае мы говорим о недостатках воспитания- у человека нет необходимых навыков для существования в социуме. Он в том или ином виде становится изгоем, вплоть до заключения в одиночной камере. Не говоря уже о том разброде, который творится в его душе. Он не знает покоя.

Люди редко достигают совершенства. И речь идёт не о каком-то идеале бытия, а о простом соответствии внешнего внутреннему. Несмотря на то, что патологии физического развития очень редки и всем очевидны, патологии развития духовного, напротив, слишком часты и незаметны сразу. Общаясь с человеком более длительно, мы замечаем, что что-то не так, он ведёт себя как ребёнок. Вот это «как» достойно внимания. Оно является показателем настоящего духовного возраста человека. Огромное количество людей застревают в определённом возрасте. Мы не будем останавливаться на причинах этого. Они разнообразны и индивидуальны. Именно они составляют каждодневную работу психологов и психиатров. Проблема, как неподъёмная глыба перегораживает человеку дорогу жизни, и он теряет силы и в конце концов надрывается- душевно и физически- чтобы хоть как-то сдвинуть её, дав себе возможность жить дальше. Всем известно, что помощь психолога даёт временный результат. По-настоящему решить все проблемы и наполнить человека Жизнью может только Живой Бог.

Принцип формулировки правил, содержащих отрицание, заложен в заповедях Ветхого Завета. Все знают- не убий, не укради, не пожелай… Господь, воспитывая человечество в целом, совершенствуя его и обеспечивая условия для нормального роста, как единого организма, обозначает ветхозаветное время, как период детства. Например, древних учителей и пророков Он называет «детоводителями ко Христу» (Гал. 3.24).

То время, в которое мы живём, время Нового Завета, время Церкви Христовой- наше время, время нашей любви с Господом, конфетно-букетный период отношений людей и Господа (для тех, кто «созрел» и уверовал)- Бог готовит Невесту для Агнца. «И проходил Я мимо тебя и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви…» Иез. 16.8. Правила меняются, частица «не» отваливается. И основная жизненная установка переформулируется с «не делай» на «делай!». Если Ветхий Завет постулирует: «не делай другому того, чего не хочешь себе», то Новый Завет- о том, что «делай! другому то, что хотел бы себе», а главное- «люби!», ведь все хотят, чтобы их любили. Жизненная позиция переходит из пассивно-ограничительной в активно-свободную. В этом принципиальная разница Ветхого и Нового Заветов. Христианин не может быть созерцателем. Он- делатель. Нового мира. Для себя и для других.

Понятно, что дети не вступают в брак, а люди, застрявшие в детском или подростковом возрасте неспособны быть свободными и жить без ограничений.

Следующий «плюс». В каждой главе своей книги Валерий Синельников приводит цитаты из Библии, говорящие о базовых нравственных законах. Факт, что исполнение этих законов само по себе способно привести человека к состоянию физического здоровья и душевного покоя, отражающего чистую совесть. Ведь именно муки совести, как ничто, отравляют нашу жизнь. И казалось бы, честь, сохранённая смолоду, станет гарантом спокойствия в будущем. Призыв автора правилен и симпатичен: «Делай, что должно…» А жизнь всё равно расставит всё по-своему- и «будет, что будет».

В подходе доктора Синельникова уважения заслуживает и то, что внимание заостряется на используемых человеком словах. «Меня тошнит от него…», «видеть не могу», «задыхаюсь в её присутствии» и так далее. Люди применяют эти слова в переносном смысле, но страдает реально- тело. Этот парадокс (хотя это никакой не парадокс, а абсолютная логика вещей) психология как наука заметила и практикует давно. Большой вклад в изучение этого вопроса сделали Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. На этой логике и основан их метод психоанализа: человеку позволяется говорить обо всём, что приходит в голову. Истина проста- о том, что происходит с человеком может рассказать только сам человек. И неважно, говорит он прямым текстом или наоборот, меняя местами физическое и душевное или причины и следствия. Врач оперирует только той информацией, которую даёт ему сам пациент. Не додумывая за него и не фантазируя, исходя из нюансов собственной личности. Профессионализм доктора нужен для правильной интерпретации и распутывания этого словесного винегрета.

Учитывая, что для передачи эмоций часто используются соматические проявления, однозначно- есть резон дисциплинировать себя в этих высказываниях и подбирать другие слова, по крайней мере, не касающиеся тела. В противном случае- это самый короткий путь, чтобы нажить себе реальное заболевание.

Продолжение следует…