И последний в нашей оценке принципиальный момент. Люди, как правило воспитанные в Христианской вере или сами получившие устойчивые знания о Боге, переносят логику Господа на всё мироздание. Они, как и доктор Синельников, учат, что жизнь добра и рациональна. Математически рациональна- да, но добра ли? Все религии, сформулированные людьми недвусмысленно констатируют мир как многообразие духовных и материальных процессов и сил. Люди хорошо ощущают разницу между добром и злом. Все вероучения имеют в своём арсенале опыт взаимодействия со злыми духами. Даже те, кто старается принимать их, давая им право на существование, не имеют ни малейшего желания попадать под их влияние. Самые миролюбивые учения, в частности буддизм, по необходимости применяют заклинательные молитвы, ограничивающие влияние чуждого и концентрированного зла.
Мы не понимаем, как случился запуск зла в мироздании Божьем. Зная характер Господа, совершенно очевидно, что Он его не творил. Когда-нибудь мы получим ответы на все свои вопросы и всё знание будет доступно нам. Когда мы сможем его вместить. А пока мы можем размышлять и догадываться. Творец создал существ, наделив их какой-то свободой- Ангельский мир. Рассуждая на тему гордости, мы ушли от представления, что это качество какое-то из ряда вон выходящее. Это то, что присуще нам как имеющим человеческую природу. Но оно основано на происхождении человека- Бог сотворил его подобным Себе. Ангелы не были созданы таким образом- они совершенны и могущественны, но в своём роде. И если Библия и называет падших ангелов богами («Я сказал; вы- боги, и сыны всевышнего- все вы. Но все вы умрете, как человеки…» Пс. 81.6-7), то имея в виду не сродство их природы с Богом, как у нас, а именно их выдающиеся качества.
Нам известно, что первым возгордился Люцифер. И скорей всего, эта гордость имела другую природу, чем в людях. Отцы Церкви (они именуются так по любви и почитанию, а не как конкуренты Бога-Отца) из разных предположений имеют и такое- Люцифер, осознавая своё совершенство, захотел остановиться в этом. «Остановись мгновенье, ты- прекрасно!». Это желание как принцип падения и смерти сформулировал Иоганн Вольфганг Гёте в своей бессмертной трагедии «Фауст»: …Когда воскликну я ‘Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!’
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!
Твою неволю разрешая,
Пусть смерти зов услышу я —
И станет стрелка часовая…
В безостановочном совершенстве Божьем творение решило поставить точку, остановить Бога. Оно решило, что узнало все тайны Творца и может пользоваться ими самостоятельно. Пользоваться самостоятельно… Кого-то это напоминает… Нас!
О чём речь? О том, что жизнь- это не праздник и не беспечная прогулка. Это духовная борьба и труд. Люди, пытающиеся подогнать жизненные процессы под логику вечного праздника терпят колоссальное фиаско. В какой-то степени (большой) мы обречены жить иллюзиями. Хотя бы потому, что мы живём в двух разнонаправленных мирах. Находясь в мире видимом и материальном, мы носим в себе другой мир, живущий по другим законам. И мы не всегда можем правильно оценить их взаимодействие. И в этом внутреннем мире и вечный праздник, как радость Жизни и благодарность Творцу, так и противоборство в выборе и сложное непрерывное принятие решений вплоть до периодической потери себя. Если в мире зло и добро представлены, то в нас они переплетаются на уровне корней- как тут найти себя, какой же я всё-таки настоящий?
Жизнь рациональна и рентабельна- что посеешь, то и пожнёшь. Это факт. В передаче «Встреча» на тему притчи о неверном домоправителе был задан вопрос- есть ли справедливость на земле? Андрей Ткачёв путём основанных на Писании рассуждений дал неожиданный для вопрошающего ответ. Представление о жизни коренится в устройстве личности человека. Если ты отказываешься замечать то, как ты лично несправедлив, но всегда замечаешь, как несправедливы к тебе- ты оценишь ситуацию так, что в жизни справедливости нет, при этом жизнь- это что-то внешнее и как будто не зависящее от тебя.
На деле жизнь, подобно виртуальной сети Интернета, предложит тебе всё, что угодно, в зависимости от личного поиска. И здесь не работает сила внушения или убеждения. Наше не вполне осознаваемое «я» само творит себе реальность, в которой однозначно- закон сеяния и жатвы. Поэтому один будет уверен, что жизнь добра, исходя из собственного устройства и опыта; другой, что зла, оперируя тем же; третий- в том, что она беспорядочная и нелогичная дура. Переубеждать друг друга бесполезно и неправильно, это всё равно, что требовать от человека, чтобы он не был тем, кто есть. Но Бог радуется нам таким, какие мы есть. Просто Он точно знает, какие мы настоящие. И смысл Христианства в поиске своего лучшего «я», как своего настоящего «я» и обретения права на всё добро мира, потому что начаток его есть в тебе.
Для этого необходимо полностью перенастроить человека, перезапустить его программу, заново родить (о чём и говорил Иисус Никодиму: «должно вам родиться свыше» Иоан. 3.7), по мере записи на сердце нового мироустройства, где ты имеешь все права на любое добро, стирая старые закономерности, где человек по сути зол и участь его печальна. Такое коренное изменение невозможно на уровне психики, на уровне человеческом, но только при глубоком взаимопроникновении человека и Бога, Который есть Любовь.
Но правда и в том, что наша жизнь- странная и в равной мере- сумма устройства собственной личности и влияние, а порой- полная зависимость от чужой воли- людей и духов. Плюс багаж в виде ограниченности нашего естества и факторов наследственности по природе и по воспитанию. Считать, что всё зависит только от тебя- величайшая иллюзия! В принципе, доктор Синельников честен, когда говорит об уровнях формирования личности (нейрофизиологический, родовой и личностный) и не скрывает, что мы имеем возможность работать только на третьем, личностном уровне. О чём он не говорит, так о том, что это решает в лучшем случае только треть проблем.
Магические практики иногда дают возможность разбора на уровне рода. Но учитывая весьма малое количество честных ведунов, высокую стоимость их услуг, а главное- необходимость выхода на чужую, скорее всего, враждебную территорию без знаний и спецсредств, этот метод не может быть рекомендован.
Ну и уровень преодоления своей природы вообще недоступен. Только не для Христа!
Приглашая в свою жизнь Господа, мы имеем возможность устранения всех трудностей и препятствий вплоть до перемены природы. И будет ли невозможным какое счастье для нас, если самое невозможное уже случилось- мы соединяемся с Богом неба и земли телом и духом! Стоит ли тратить свою жизнь на что-то другое?