Мы полны желаний. Высокие и, казалось бы, несбыточные желания мы называем мечтами. Люди мечтают в любом возрасте, ведь желание, волеизъявление, воля- это одна из определяющих свойств души. Человека и Бога. Писание так много говорит о воле Божьей, что даже если и отказать Ему в каких-то качествах, воля Господа неотделима от Него. Как будто это доминирующее проявление Его личности.
Похоже, так же обстоит и с человеком, и наши желания и стремления как нельзя лучше характеризуют нас. Именно от них питаются наши мысли и из них происходят слова и действия. Наши желания- это и есть само наше сердце.
Желание, воля, мотив, побуждение- они толкают нашу жизнь, вынуждая переходить на новые уровни, каких бы усилий это не стоило. Таким же образом мы сводим Небо на землю, приводим в действие веру- желанием своего сердца.
«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание- как древо жизни». Пр. 13.12. Сразу же вспоминается ещё одно место Библии, где говорится о дереве жизни: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского, херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт. 3.24.
Вот, оказывается, где начинается проблема. Мы-то хорошо понимаем справедливость высказывания по поводу томления из-за несбывшихся надежд. Но и подумать не могли, что корень и этого тоже- в первородном грехе, той природе, которую мы получаем по рождению. И мы носим её как кожу; она циркулирует в нас, как кровь.
Люди приходят к Богу разными путями. Один из путей- жизненная необходимость исполнения желания. Свет сходится клином на нём, ты не можешь жить дальше без надежды на его воплощение. В статье «Рождество» мы говорили, что Иисус рождается как любая любовь на этой земле. Так же Он воплощается, когда исполняется Его воля, благая и совершенная. Горячее и совершенно несбыточное желание юной еврейской девушки Марии иметь ребёнка от Бога дало нам Спасителя- Христа. Точно так и любое наше желание, когда оно совпадает с волей Божьей, исполняясь, реализует Бога во плоти. Великая тайна и чудо- Бог в человеке. В тебе. Во мне. В нас.
«Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится». Пр. 10.24. Чудесное обещание! Если я- праведник, мои желания исполнятся! Так часто думают молодые люди, со всей горячностью сердца приходящие ко Христу. Однако, при ближайшем рассмотрении, проявляются важные нюансы.
Во-первых, речь идёт не о множестве, а об одном и, надо думать заветном, желании. О том, которое проносят через жизнь и оно не гаснет со временем. У большинства людей оно не сформулировано словами, но по важности для души, именно оно и исполняется. Даже в то время, когда чётко названные желания проходят мимо или исполняются с точностью до наоборот.
Во-вторых, сказано «желание праведников» так, как будто речь идёт об одном желании как минимум на двоих. А это уже отношения любви. Превосходящая человеческое естество способность соединиться двум разным людям в одном желании. Пример этого- отношения в паре. Другой пример- соборная молитва, внутренние связи Церкви Христовой. Как предостережение в этом вопросе: «…не мечтайте о себе…» Рим. 12.16.
И всё это при необходимом условии праведности человека. Учитывая заданную Иисусом Христом высокую нравственную планку, взять такую высоту без Самого Иисуса невозможно. Можно сколь угодно стараться выглядеть правильным, полная дисциплина мыслей и чувств нам недоступна. Не говоря уже об угрозе полной утраты себя, как личности, старающейся из кожи вон лезть, чтобы исполнить все правила. Наша задача- прожить жизнь, а не убить её в себе. А для этого мы должны думать и чувствовать и хотеть в соответствии с тем, какие мы есть. А всё невозможное сделает в нас Сам Господь. Надо просто дать Ему такую возможность и не мешать. И потерпеть, если необходимо.
В приведённой цитате есть ещё одна часть, как будто не относящаяся к нашей теме- чего страшится нечестивый, то и постигнет его. Но это, опять же, только на первый взгляд. Кажется, что речь идёт о двух разных людях и они противопоставляются один другому- нечестивый и праведник. Праведник переходит из победы в победу, а нечестивый полон страхов и- о, ужас!- они исполнятся. Но можно представить и две разные градации одного человека, ведь добро и зло в нас странным образом перемешаны, и я- то праведник по милости Божьей, то нечестивец по своей сущности. Природа не терпит пустоты, и если мы не заполнены правдой Божьей, мы наполняемся вещественными началами мира и страхами. Душа творит плоть, стремится материализоваться, и нет ничего удивительного, что наши страхи, если мы не избавляемся от них через Любовь, реализуются в жизни.
По внешним проявлениям жизни мы имеем ограниченный запас энергии. Поэтому любой наш труд должен быть целесообразен. Имея такой практический опыт, мы так же оцениваем и энергетические затраты души- нам нужны гарантии. И мы ставим Богу условия- если Ты мне дашь, то я сделаю то-то и то-то- буду молиться, поститься, смиряться и терпеть. А если нет, то я так не играю. Если эта любовь реализуется в нечто практическое, то я согласен любить, а если нет- убери это от меня. Как будто сердцу можно приказать и любовь не самодостаточна сама по себе. Она- сама цель всего. Она же и средство. И Бог вам скажет -не ставь Мне условий (ведь Он- безусловная Любовь), если любишь- молись, а если нет, то на «нет» и суда нет- никто тебя не осудит.
И все наши прекрасные мечты обязательно сбудутся, ведь «все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь»,- в славу Божию, чрез нас…» 2-Кор. 1.20. Самое невозможное в нашей жизни произошло и происходит- мы соединяемся духом (верой- во время слышания, чтения и размышления над словом Божьим) и телом (во время Причастия и исполнения Слова) с Господом Неба и земли. Есть ли какое счастье, недоступное для нас?!