Богу можно и нужно задавать абсолютно любые вопросы. Даже вопросы, заданные в неуважительном тоне, находят ответ. Господь снисходителен к тону вопроса, когда этот тон сформирован отчаянием. А ответ приходит, как только человек станет способен его услышать и принять. Точней, решение приходит незамедлительно- дело за вопрошающим- принять его или нет.
Таким образом, и обозначенный нами вопрос имеет право на существование. Более того, такая тема интересна Господу, потому что обращает нас к самим себе и вызывает на искренность.
Думается, что при всём многообразии человеческих душ, необходимость людей в Боге можно свести к нескольким пунктам.
Первое. Обращение к Богу в результате страха смерти или страха жизни. Страх- самое разрушительное чувство и состояние. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державы смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.» Евр.2.14-15 (Он- Иисус Христос). Страх смерти присущ всем психически здоровым людям, ведь смерть совершенно ненормальна и противоестественна для живого. По этой причине люди либо избегают мыслей и разговоров о смерти, либо идут на сделки с силами, которым подвластна смерть.
Слово говорит, что некогда (до Креста) державу смерти действительно имел дьявол. На основании этого и возникли языческие и колдовские действа, направленные на то, чтобы подкупить или задобрить злые силы. Ни то, ни другое не имеет смысла, потому что понятия о добре враг человека не имеет никакого и ничего общего не хочет с ним иметь. А выкуп он принимает только один- человеческую душу. Не имея тела, способного получать чувственные удовольствия, ему интересно тело человеческое. При этом, купленную(а точнее, взятую в аренду) душу, он будет исследовать, проводить на ней опыты- ведь человек, созданный по образу Божьему- это великая загадка для всего творения.
В конце концов, человек, будучи всячески использован, окажется обманутым. Дьявол сможет только сделать вид, что отодвинул день смерти, но смерти не избежит никто. Боле того, Писание говорит, что некоторые пройдут через две смерти- смерть тела и вечную смерть души. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» Матф.10.28.
Учитывая всё вышесказанное, люди абсолютно правы, что обращаются к Единственному, кто может их избавить не только от страха смерти, но и от неё самой.
Люди проходят порой через страшные события. Пастор и проповедник Вильгельм Буш, проживший годы своей молодости во время Первой мировой войны и проведший несколько лет в концлагере( ведь фашисты уничтожали не только чужих, но и своих, не согласных с ними) во время Второй, говорил, что со Христом не только нестрашно умирать, с ним можно и жить, ведь жизнь может быть страшней смерти, и ХХ век доказал это.
Действительно, часто наши страхи являются страхом жизни. Мы боимся боли, присущей только живому, переживаний и всяких мучений живой души и тела. Но, учитывая, что болезни и разные страдания- это вестники смерти, такой страх- тоже страх смерти.
Слабость такого мотива обращения к Богу в том, что нам всё равно придётся пройти через смерть просто потому, что человек обладает греховной природой, а смерть именно грехом вошла в мир. Кроме того, Господь к своим более неравнодушен, и с большей тщательностью будет следить за чистотой поступков и помыслов- «Ибо время начаться суду с дома Божия…» 1-Петра 4.17. А чтобы избежать вечной смерти, мы всю жизнь будем получать прививки смерти в виде болезней и всякого рода страданий: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром.» 1-Кор.11.31-32.
Второе. Обращение к Богу бывает связано ещё с одним видом страха- страха наказания. Часто считают, что это и есть страх Божий. «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога вашего неправды…»2-Пар.19.7. Не говоря уже о том, что невозможно жить в постоянном страхе без риска заработать психическое расстройство, трудно представить отношения любви «родитель-ребёнок»- Бога в качестве любящего Отца и нас, как детей Божьих или «муж -жена»-Христа, как мужа, жертвующего собой ради спасения семьи и нас в составе Церкви, как жены, и при этом постоянно ожидающих наказания за малейший проступок. Бог какой- то перевёрнутый получается в такой перевёрнутой логике, даже люди выглядят добрей и лучше Его. Но Господь лучше всего и всех.
Третье. Частым мотивом служения Богу является желание справедливого обмена и ожидание исполнения закона «сеяние- жатва». При всей правильности мотивации, люди, заключающие с Богом договор натурального обмена, обязательно выпадут из воли Божьей- либо сформируется самоправедность (ведь человек прилагает максимум усилий, соблюдая правила), либо человек начнёт ощущать себя куклой на ниточке и возникнет обида на Бога, либо, несмотря на всё послушание, произойдут неблагоприятные события (ведь в жизни всё бывает), и тогда- та же обида на Бога, вплоть до неверия. И мы окажемся неправы в своей обиде, потому что это мы себе представили Бога таким. Это не то, чтобы закон сеяния-жатвы перестал работать, конечно нет. По- прежнему, как аукнется, так и откликнется: «…обращу поведение их на их голову.» Иез.9.10, говорит Господь. Но самое важное, что Бог ожидает от нас- вера в милосердие Божье. Не в то, что вы своей верой можете горы переставлять, а в то, что Он милостив.
У людей часто возникает вопрос о предопределении- как Господь выбирает людей для Себя? Ведь совершенно очевидно, что Он предпочитает одних людей другим: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя и народы за душу твою.» Ис.43.4. Он избирает по структуре личности. Способен человек, несмотря ни на что, выбрать качества, присущие Богу- справедливость, любовь, милосердие или обозлится и будет жаждать возмездия?
Такие люди, избранные Богом, мучаются чуть ли не с рождения внутри своей личности. С годами конфликт с собой и с миром растёт и становится всё трудней обосновать своё право на жизнь и возможность быть самой собой- доброй и прощающей. Такое обоснование можно обрести только во Христе. И только такой мотив обращения к Богу является «железным». Сомнение в существовании Бога с Его набором личностных качеств будет возможно для такого человека только вместе с сомнением в своём собственном существовании. И такое состояние- единственно возможное для отношений любви- от Бога некуда будет уйти, ведь от себя не убежишь. «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни…» Иоан.6.66.
Только таким образом достижима свобода в Господе- свобода поступать в соответствии со своими убеждениями и уверенностью, что Бог с вами и всегда через Иисуса Христа оправдывает вас. Тогда ваша воля сливается с волей Божьей и вы знаете, что Он- это лучшее вы.