Мы всю жизнь теряем и ищем себя. Этот процесс обостряет наша Христианская вера, переводя и расширяя конфликт с миром до острых противоречий внутри себя самой. Даже поняв закономерности происходящего, нам не избежать внутренней неудовлетворённости, борьбы и повторения вопросов. Наш дух и тело меняется каждый день: «…но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.» 2-Кор. 4.16. Поэтому нам кажется, что мы ходим по жизни кругами. Но у человека, идущего правильным путём, это другие круги, мы неизбежно приближаемся к цели. Вспомним, что цель наша- Христос, Бог в человеке, познание настоящего порядка в мироздании.
Женщина является завершающим этапом творения жизни, её венцом и совершенством. С точки зрения и биологии и психологии нет ничего интереснее женщины. Однако, это не значит, что наши побуждения и поступки всегда правильны, что мы внутренне сбалансированы и не нуждаемся в корректировке.
Поводом для данной статьи стало откровение, в котором женщина представляется как птичка. А точнее, разница во взгляде на женщину свободную и женщину замужнюю, взгляд мужчины- монаха и отношение мужа.
Изучая норму жизни, мы не рассматриваем разные психические расстройства и повреждения личности, как монахов, так и женатых мужчин, которые проявляются в виде жено- и детоненавистничества или супружеской неверности. Рассмотрим обычную трансформацию взгляда мужчин на женщину, когда меняется её статус на замужнюю.
Итак, женщина- это птичка. Нормальное её состояние- вылупиться и вырасти в гнезде на воле. Она летит, куда захочет, клюёт, что придётся, полагаясь на Бога и случай, самостоятельно избегает опасности или гибнет. В Писании множество мест, описывающих и судьбу птиц и проводящих аналогии между людьми и птицами. «Пойте поочерёдно славословие Господу…Он…даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.» Пс.146.9; «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть…» Пр. 1.17; «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» Матф. 10.29-31.
Такой взгляд на женщину присущ монаху. Он принимает любую женщину, как естественную часть природы, любуется её красотой, наслаждается её пением. Раненую он уврачует и отпустит на волю. Он ни при каких обстоятельствах не захочет посадить её в клетку. Ему и в голову не придёт ловить птицу с этой целью, с намерением получить её в свою собственность и он не будет злиться на неё за её свободу. Это истинное монашество. Он не утрачивает свою мужскую природу, просто она проявляется в нём в такой форме- он любит женщину как человека, жалеет её по слабостям и радуется её свободе. Если женщина вызывает в мужчине любые другие чувства, монашество- это точно не его путь, не надо калечить и перевирать свою уникальную, Богом созданную природу.
Пример настоящего монаха по призванию- Апостол Павел. Он пишет, что «хорошо человеку не касаться женщины.» 1-Кор. 7.1, ведь эти отношения- отношения плоти, они принадлежат исключительно земной жизни, и в них много скорби (1-Кор. 7.27). К этому стоит добавить, что наша современная действительность предлагает мужчине однобокую доступность женщины, и это ещё один калечащий для души фактор. Мужчина узнаёт женщину превратно и он уже вряд ли будет способен на верность и правильное восприятие женщины вообще.
Монашество- это особое устройство личности, редкое проявление человеческой природы как отношение Бога к людям без различий пола. Но всё же, большинство мужчин заточено на охоту. Они способны влюбиться до душевной тоски и отчаяния- так он хочет иметь эту птичку в своей собственности, видеть её каждую минуту, слышать её голос. Он до смерти боится потерять её и для этого сажает в клетку.
Наверное нет женщины, которой не признавались в любви. И вы, должно быть, помните, какой на вас наваливался груз с этим признанием, как всё менялось в отношениях- силки накинуты. Любовь- это те единственные силки и клетка, которые имеют право связывать людей. Мы даже такие слова используем, не напрягаясь- да, люди связаны, привязаны друг к другу. «Узами человеческими влёк Я их, узами любви…» Ос. 11.4. И признаемся честно, при всей привлекательности взгляда монаха, мы страстно хотим быть уловлены властью любви.
Женщина, спорящая с этим, из кожи вон лезущая, чтобы опровергнуть такое утверждение жизни, ничего никому не доказывает, а только обнажает полную разбалансировку своего внутреннего мира. Но и женщина, постоянно желающая жить от драйва влюблённости ставит себя в положение «переходящего красного знамени» и даёт повод злоупотреблять собой. Благо- в золотой середине и мудром балансе, грех- в крайностях.
Молодым девушкам в вопросе замужества нужно идти только за своим сердцем. Но стоит также понимать, что жизнь одомашненной птицы и воля- очень разные. Пока ты не замужем, ты- «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.» Песн. Песн. 2.2. Но проходит немного времени, и в 16 стихе той же главы Песни песней мы читаем: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему…»- это понятно, а дальше: «…он пасёт между лилиями.» Не говорится, что он пасёт между тернами, но между лилиями. Птичка в клетке, а его по-прежнему окружают лилии. «Если б раньше я знала, что так замужем плохо…»
Иллюстрация с лилиями, кстати, принадлежит монаху- Андронику Пантаку.
Не стоит забивать своей мудростью детей, дайте им возможность дышать своим воздухом и прожить свою жизнь. Деликатно и своевременно направляя их, помогая делать правильный выбор, также тщательно оберегая их способность любить и, представьте себе, «терять голову». Главное, сохранить правильный контакт, чтобы первыми узнать о событиях в жизни любимого чада.
Видимо, совершенно логично разговор от любви перешёл к детям. Птенцы- единственная радость для домашней птицы. Это то, ради чего она не покинет клетку. В то время, когда мужчина на охоте, по своему человеческому обречению- в поте лица добывает хлеб свой (Быт. 3.19), женщина, также по своему обречению- спасается чадородием (1-Тим. 2.15).
Как-то сухо и жестоко получается с образом птички. Образ работает, если помнить, что узы добровольны, а детей рожает женщина только от любви к мужу и для реализации себя в любви. Для того, чтобы исполнить своё предназначение, Бог вложил в неё мощнейший материнский инстинкт, которого хватает не только на своих детей, но и на любимого мужчину и на других людей. Нужно лишь помнить, что пока мы находимся в человеческом естестве, у мужчин и женщин разные жизненные роли, а для выполнения их- разное устройство.
Неправильно рассчитывать, что, выходя замуж, вы решите какие-то свои проблемы. Не сомневайтесь, мужчина добавит вам своих (как и любой новый человек в нашей жизни). Только любовь определяет наш выбор и оставляет право на ошибку. А надеяться стоит только на Господа, который с лихвой восполняет любой наш недостаток.