В предыдущей статье мы начали размышление над словом «клятва». Теперь рассмотрим, что Писание говорит о родственном ему понятии- «заклятии», так как их связь несомненна: «…ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых…» Исх.13.19. Попробуем подыскать синоним для слова «заклял» в этой цитате. Клятвою связал…, дал клятвенный наказ…, клятвенно обязал… Заклятие- это нечто обязательное к исполнению, то, что должно быть выполнено в любом случае, не взирая на обстоятельства.
Нарушивший заклятие попадает под проклятие. «…Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера…» 1-Цар.14-24.
Эта история вообще весьма интересна, показательна и многогранна. Используем её как одну из отправных точек. «Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.»1-Цар.14.24. Саул- первый царь Израильский, а народ всегда становится заложником ситуации, какие бы решения- правильные или неправильные, сугубо личные или общинные, ни принимало руководство. Мало было этого, люди с политическим влиянием решают судьбы миллионов, принося их в жертву своим капризам и ставя их на кон в азартной игре.
«И пошёл весь народ в лес, и был там на поляне мёд. И вошёл народ в лес, говоря: вот, течёт мёд. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия.» 1-Цар.14.25-26. Наряду со многими местами Писания, где говорится о непослушании людей заклятию Божию, мы видим удивительное единодушие в подчинении человеку, облечённого силой и властью. Это ещё одна странность человеческой природы. «Я пришёл во Имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придёт во имя своё, его примете.» Иоан.5.43.
«Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его. И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился. И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого мёду; если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашёл у врагов своих, то не большее бы было поражение Филистимлян? И поражали Филистимлян в тот день…, и народ очень истомился. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью.» 1-Цар.14.27-32. Сын Саула Ионафан нашёл очень правильные слова, чтобы охарактеризовать заклятие царя- смутил отец мой землю; фактически он сыграл на стороне врага. Так же и Моисей, когда спустился с горы Господней после 40- дневного там пребывания, увидев, как народ впал в грех, отлив золотого тельца и поклоняясь ему, обратился не к ним сначала, а к исполняющему обязанности народного вождя вместо него- своему брату Аарону: «…что сделал тебе народ сей, что ты ввёл его в грех великий?» Исх.32.21.
Кто знаком с личностью Саула, помнит, что это был весьма своеобразный человек. Трудно сказать, какими мотивами он двигался, когда накладывал запрет на добычу. В иных местах Ветхого завета упоминается, что Сам Бог порой предавал заклятию скот и богатства врагов. Причём, в зависимости от глубины беззакония вражеского народа, заклятию подвергалась либо вся добыча, а люди, обычаями спаянные с дьяволом уничтожались, либо, по слову Божьему, ликвидировали только воинов, а детей и женщин оставляли, и через обращение их к Богу живому имели даже возможность создавать с ними семьи. Чтобы не ужасаться якобы жестокости Бога представьте Чеченских боевиков или радикальных исламистов, они ничем не отличаются от язычников древнего Ближнего востока.
«Город будет под заклятием, и всё, что в нём, Господу… но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмёте что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан…не навести заклятия и не сделать ему беды; и всё серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню.» Иис. Нав. 6.16-18.
Есть существенная разница между заклятым, то есть обещанным, для Господа и заклятым от людей. «Только всё заклятое, что под заклятием отдаёт человек Господу из своей собственности,- человека ли, скотину ли, поле ли своего владения,- не продаётся и не выкупается: всё заклятое есть великая святыня Господня; всё заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.» Левит 27.28-29. Из цитаты явствует, что гораздо лучше принести жертву Богу, чем связать себя обещанием перед человеком.
Возвращаясь к истории с Саулом и Ионафаном: неразумное заклятие, наложенное человеком привело к гораздо большему греху. 1-ая книга Царств не уточняет, что значит «ел с кровью». Возможно, люди разделывали туши, не спуская кровь на землю и не теряя время на ожидание, пока она стечёт и так готовили. А может набрасывались на сырое мясо. В любом случае, Израильтяне впали в состояние диких языческих народов, которых они искореняли.
Вероятно, это произошло под влиянием духов, господствовавших на этой земле; людей прогнали, а бесам всё равно, кого искушать- тех или этих. Это должно нам напоминать, что мы, в целом, находимся на вражеской территории, где Царство Божие внутри нас, то единственно неприкосновенное для дьявола место. Нужно особенным образом бодрствовать и быть внимательными к тому, что мы делаем, говорим и даже думаем. Бесы не читают наших мыслей, у них нет таких способностей, но как радиовышка, могут излучать подлые радиоволны, навязывая нам свою волю.
Не спешите с обещаниями людям и Богу. «Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.» Еккл.5.3.
Что означает, заклятое для Господа, зачем Богу, который дух, нужны металлические сосуды или скот? Они нужны не Богу, а божиим. В книге Чисел в 18 главе приведено слово Господа к Аарону, как первому первосвященнику и ко всем священникам. Кроме всего прочего, там говорится: «Всё заклятое в земле Израилевой да будет твоим.» Чис.18.14. Священники являются заложниками своего служения. Они, находясь в служении пред Престолом, в служении людям божиим и в служении всем кому ни попадя, не могут возделывать землю, вести коммерческую деятельность и заниматься ремеслом. Не потому, что у них нет таких способностей, а потому что служение занимает всё их время.
«А что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им…Я их владение. Они будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление, и всё заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение.» Иез.44.28-30.
Так что, чем возмущаться якобы «платным услугам» церкви, думай лучше о том, что это наша задача- так выполнить слово Божье, чтобы в доме Господнем была пища, ведь наши десятины и приношения нам не принадлежат, они- заклятое, запрещённое для нашего использования.